Дисциплинарная ответственность должностных лиц местного самоуправления

Предлагаем ознакомиться с ответами на вопросы по теме: "Дисциплинарная ответственность должностных лиц местного самоуправления" от профессионалов для людей. Если в статье не найдете ответ на свой вопрос, то можно обратиться к дежурному специалисту.

Статья 61. Дисциплинарная ответственность должностных лиц местного самоуправления

Статья 61. Дисциплинарная ответственность должностных лиц местного самоуправления

1. Должностные лица местного самоуправления несут дисциплинарную ответственность в соответствии с федеральными законами, законами Воронежской области, уставом муниципального образования, иными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Представительный орган местного самоуправления может выразить недоверие должностным лицам местного самоуправления, не относящимся к выборным, в порядке, установленном уставом муниципального образования, регламентом представительного органа местного самоуправления.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник: http://base.garant.ru/18100489/98c63fbcbeeb1362018330a88cb049e2/

Статья 61. Дисциплинарная ответственность должностных лиц местного самоуправления

Статья 61. Дисциплинарная ответственность должностных лиц местного самоуправления

1. Должностные лица местного самоуправления несут дисциплинарную ответственность в соответствии с федеральными законами, законами Воронежской области, уставом муниципального образования, иными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Представительный орган местного самоуправления может выразить недоверие должностным лицам местного самоуправления, не относящимся к выборным, в порядке, установленном уставом муниципального образования, регламентом представительного органа местного самоуправления.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник: http://base.garant.ru/18150790/98c63fbcbeeb1362018330a88cb049e2/

9.4. Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность представляет собой

одну из форм принуждения, применяемого уполномоченны-

ми должностными лицами (органами) к лицам, совершив-

шим дисциплинарное правонарушение, и влекущего небла-

гоприятные последствия для нарушителя. В отличие от

других видов юридической ответственности дисциплинар-

ная направлена на обеспечение дисциплины в основном в

рамках служебного подчинения. Меры дисциплинарной ответ-

ственности применяются не ≪ надведомственными ≫ органами

(судом, арбитражем, инспекциями т.д.), а органами (должност-

ными лицами) организаций, учреждений, предприятии, где ра-

ботает нарушитель дисциплины, либо вышестоящим органом

Дисциплинарная ответственность является самостоятель-

ным видом юридической ответственности. В целом она ха-

•основанием дисциплинарной ответственности является

•за такой проступок применяются дисциплинарные

•дисциплинарная ответственность применяется только в

порядке подчиненности и только к физическим лицам.

Существенно различается дисциплинарная ответствен-

ность муниципальных служащих и выборных должностных

лиц местного самоуправления.

Дисциплинарная ответственность муниципальных служа-

щих. Она устанавливается действующим законодательством

о труде и о муниципальной службе. Федеральный закон

≪ Об основах муниципальной службы в Российской Федера-

ции ≫ содержит следующую отсылочную норму: ≪ За неисполне-

ние или ненадлежащее исполнение муниципальным служа-

щим возложенных на него обязанностей (должностной

проступок) на муниципального служащего могут налагаться

дисциплинарные взыскания, предусмотренные норматив-

ными правовыми актами органов местного самоуправления

в соответствии с федеральными законами, законами субъек-

та Российской Федерации ≫ . Таким образом, основанием

привлечения муниципального служащего к дисциплинар-

ной ответственности является совершение им должностного

(дисциплинарного) проступка, под которым понимается не-

исполнение или ненадлежащее исполнение муниципаль-

ным служащим возложенных на него обязанностей.

Несмотря на отсутствие в законодательстве исчерпываю-

щего перечня должностных (дисциплинарных) проступков,

ученые выделяют в дисциплинарном законодательстве при-

знаки, которые можно объединить понятием состава долж-

ностного (дисциплинарного) проступка. Эти признаки ха-

рактеризуют его с точки зрения объекта посягательства,

объективной стороны, субъекта и субъективной стороны.

Объектом посягательства должностного (дисциплинар-

ного) проступка в сфере муниципальной службы являются

общественные отношения, складывающиеся при осуществ-

ления служебной деятельности. Посягательства на данные

общественные отношения выступают в виде нарушений

служебной дисциплины. В качестве объекта, на который не-

посредственно посягает тот или иной должностной (дис-

циплинарный) проступок, выступают конкретные обязан-

ности муниципального служащего.

К признакам объективной стороны должностного (дис-

циплинарного) проступка прежде всего относится само про-

тивоправное деяние, посягающее на служебную дисципли-

ну. Оно может быть выражено в форме как действия, так и

бездействия. Круг таких деяний весьма широк и неодноро-

ден, что является одной из причин отсутствия в дисципли-

нарном законодательстве единой, целостной системы соста-

Субъектами должностного (дисциплинарного) проступка

в сфере муниципальной службы правоотношений призна-

ются муниципальные служащие.

Субъективной стороной должностного (дисциплинарно-

го) проступка является совокупность признаков, характери-

зующих психическое отношение правонарушителя к своему

противоправному деянию и к возможным вредным послед-

ствиям. Прежде всею в качестве такого признака выступает

вина. Статья 192 ТК РФ прямо указывает на наличие вины

работника в качестве обязательного признака дисциплинар-

ного проступка. В зависимости от формы вины должност-

ные (дисциплинарные) проступки квалифицируются как

умышленные (совершенные с прямым и косвенным умыс-

лом) и неосторожные (явившиеся результатом самонадеян-

ности или небрежности). Умышленным является такое по-

ведение служащего, когда он сознает противоправный

характер своего поведения, предвидит его вредные послед-

ствия и желает или сознательно допускает их наступление,

либо относится к ним безразлично. Неосторожность имеет

место, если служащий не предвидит вредные последствия

своего поведения, однако он мог и должен был предвидеть

Должностной (дисциплинарный) проступок имеет фор-

мальный состав, т.е. для привлечения служащего к дисцип-

линарной ответственности достаточно самого факта на-

рушения служебной дисциплины, даже если вредные по-

следствия этого нарушения отсутствуют.

Конкретные виды дисциплинарных взысканий, налагае-

мых на муниципальных служащих, устанавливаются законо-

дательством субъектов Федерации либо муниципальными

правовыми актами. Эти документы чаще всего либо предус-

матривают возможность наложения на муниципальных слу-

жащих тех же видов дисциплинарных взысканий, что и ст. 192

ТК РФ: замечание, выговор, увольнение по соответству-

ющим основаниям (например, закон Саратовской области),

либо дополняют их взысканиями, ранее предусматривавши-

мися Федеральным законом от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ

≪ Об основах государственной службы Российской Федера-

ции ≫ (утратил силу): строгий выговор и предупреждение о

неполном служебном соответствии (например, законы Бел-

городской и Томской областей).

ТК РФ устанавливает, что за каждый проступок может

быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Читайте так же:  Трудовой кодекс рф гарант

Вместе с тем Пленум Верховного Суда РФ установил, что

если, несмотря на применение дисциплинарного взыска-

ния, неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине

работника возложенных на него трудовых обязанностей

продолжается, он может быть вновь привлечен к дисципли-

нарной ответственности (п. 33 постановления Пленума Вер-

ховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 ≪ О применении су-

дами Российской Федерации Трудового кодекса Российской

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее од-

ного месяца со дня обнаружения проступка, не считая вре-

мени болезни служащего, пребывания его в отпуске, а также

времени, необходимого на учет мнения представительного

органа работников. Кроме того, дисциплинарное взыскание

не может быть применено позднее шести месяцев со дня со-

вершения проступка, а по результатам ревизии, проверки

финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской

проверки —позднее двух лет со дня его совершения. Верхов-

ный Суд РФ уточнил, что в случае обнаружения проступка в

двухгодичный срок по результатам проверки финансово-

хозяйственной деятельности дисциплинарное взыскание

подлежит применению не позднее одного месяца со дня

окончания такой проверки1. В указанные выше сроки не

включается также время производства по уголовному делу.

Дисциплинарное взыскание применяется к служащему

на основании соответствующего приказа (распоряжения)

должностного лица, наделенного правом привлекать к дис-

Дисциплинарная ответственность выборных должностных

лиц местного самоуправления. Нормативные акты некоторых

субъектов РФ и муниципальных образований предусматри-

вают дисциплинарную ответственность выборных должнос-

тных лиц местного самоуправления, прежде всего депутатов

представительных органов. Анализ действующих актов в

этой сфере показывает, что дисциплинарным проступком

депутата представительного органа муниципального образо-

вания обычно признается нарушение порядка работы пред-

ставительного органа, которое может выражаться в различ-

ных деяниях: от непосещения заседаний представительного органа до нарушения правил депутатской этики во время

этих заседаний. В перечне дисциплинарных взысканий наи-

более часто указываются: предупреждение о лишении слова;

лишение слова; призыв к порядку; удаление из зала заседа-

ния; порицание (выговор) и досрочное прекращение полно-

мочий. Последняя мера применяется исключительно редко

и должна быть обоснована очень вескими причинами. На-

пример, на основании ст. 31 Устава города Красноярска пол-

номочия депутата досрочно прекращаются в случае уклоне-

ния депутата от выполнения депутатских обязанностей,

выразившегося в систематическом отсутствии без уважи-

тельных причин на заседаниях городского Совета, его по-

стоянных и временных комиссий, членом которых он из-

Источник: http://www.adhdportal.com/book_2373_chapter_47_9.4._Disiplinarnaja_otvetstvennost.html

Дисциплинарная ответственность должностных лиц

Сущность дисциплинарной ответственности должностных лиц

Видео (кликните для воспроизведения).

Виды дисциплинарных проступков должностных лиц

Регулирование дисциплинарной ответственности должностных лиц нормативными актами различного уровня

Рассмотрение дисциплинарной ответственности на примере должностных лиц военной службы

Нормативное регулирование дисциплинарной ответственности на примере судей

Список использованных источников и литературы

Дисциплинарная ответственность — это наложение дисциплинарных взысканий на основе правовых норм субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения. Это разновидность юридической ответственности. В то же время дисциплинарная ответственность по административному праву является составной частью дисциплинарного принуждения.

Как правило, рассматриваемая ответственность наступает за дисциплинарный проступок. Это вредное, антиобщественное, виновное деяние, совершенное членом устойчивого коллектива и состоящее в нарушении должностных обязанностей[1]. Дисциплинарная ответственность должностных лиц имеет собственные особенности правовой регламентации, которые и будут рассмотрены в дальнейшем.

Основополагающим признаком дисциплинарной ответственности должностных лиц, отличающим ее от других видов дисциплинарной ответственности, является сфера ее действия, определяемая исходя из субъектной характеристики данной правовой конструкции как ответственности, применяемой специфическими субъектами дисциплинарной власти к определенной категории лиц – должностным лицам[2].

Административно-правовой статус должностного лица – это урегулированное административно-правовыми нормами положение данного лица по отношению к иным персонально неопределенным участникам административных правоотношений, в содержание которого включаются следующие основные элементы:

а) административная правосубъектность (правоспособность, дееспособность, деликтоспособность) должностного лица;

б) административно-правовая подведомственность должностного лица;

в) служебная зависимость (организационная подчиненность) должностного лица;

г) административно-правовые принципы, установленные для должностного лица;

д) административно-правовые функции должностного лица;

е) меры административно-правового поведения должностного лица;

ж) административно-правовые требования, установленные для должностного лица;

з) административно-правовые стимулы, установленные для должностного лица;

и) меры административно-правового принуждения, применяемые к должностному лицу;

к) меры дисциплинарного принуждения, применяемые к должностному лицу[3].

Правильное разграничение дисциплинарных проступков, должностных административных правонарушений и должностных преступлений следует проводить по признаку их включения соответственно в законодательство об административных правонарушениях или в Уголовный кодекс Российской Федерации.

При этом дисциплинарное производство в отношении должностных лиц – это одна из разновидностей административных производств, составляющих административный юрисдикционный процесс. Под дисциплинарным производством предлагается понимать урегулированную административно-правовыми процессуальными нормами деятельность по привлечению должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

Классификация дисциплинарных проступков должностных лиц по степени тяжести совершенного деяния с соответствующей дифференциацией дисциплинарных взысканий выглядит следующим образом:

— незначительные дисциплинарные проступки – это проступки, совершенные впервые или после снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания и не повлекшие нарушения охраняемых законом прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также не причинившие материального ущерба государству;

— значительные проступки – проступки, совершенные впервые или после снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания и повлекшие нарушение охраняемых законом прав и законных интересов физических и юридических лиц и (или) причинившие материальный ущерб государству;

лиц нормативными актами различного уровня

Теперь рассмотрим, как нормативно-правовые акты различного уровня регламентируют дисциплинарную ответственность должностных лиц.

На федеральном уровне:

Статья 56 Таможенного кодекса РФ устанавливает, что должностное лицо таможенного органа, рассматривающее жалобу на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица от имени таможенного органа, при обнаружении признаков виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом таможенного органа возложенных на него должностных обязанностей принимает меры по привлечению этого должностного лица к дисциплинарной ответственности. В частности, статья 413 Таможенного кодекса РФ закрепляет, что за неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством[5].

Закон «О государственной тайне» в статье 7 устанавливает, что должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут в том числе дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Статья 15 этого закона предусматривает, что уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса по существу влечет за собой административную (дисциплинарную) ответственность в соответствии с действующим законодательством[6].

Читайте так же:  Незаконное увольнение генерального директора

Правительство принимает решения о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством, вносит Президенту РФ предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ. В частности Руководитель Аппарата Правительства решает вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы в Аппарате Правительства, принимает решение о поощрении сотрудников Аппарата Правительства и применении к ним мер дисциплинарного взыскания[7].

Прокуратура Российской Федерации предписывает прокурорам при выявлении причин и условий, способствующих нарушениям законодательства в сфере регионального и муниципального нормотворчества, использовать такую форму реагирования, как представление, в котором в обязательном порядке ставить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц аппаратов представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления[8].

Эти выборочные примеры указывают на то, что различные по юридической силе нормативные акты по-разному регламентируют дисциплинарную ответственность должностных лиц. Теперь стоит рассмотреть правовое регулирование дисциплинарной ответственности должностных лиц на конкретных примерах.

должностных лиц военной службы

Общей особенностью наложения дисциплинарных взысканий на военнослужащих и служащих правоохранительных органов является то, что они могут быть наложены начальниками (командирами) разных уровней. А разные командиры обладают не одинаковым объемом дисциплинарной власти.

В соответствии со ст. 1 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ,1 утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495, воинская дисциплина представляет собой строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных российским законодательством, общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ и приказами командиров (начальников). В Законе РФ от 22 января 1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих» (утратил силу 1 января 1998 г.) было впервые законодательно определено понятие дисциплинарного проступка — это противоправное, виновное действие (бездействие) военнослужащего, выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с российским законодательством не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

К характерным признаками дисциплинарной ответственности должностных лиц военной службы следует отнести следующие:

— объектом воинского дисциплинарного проступка являются общественные отношения, складывающиеся по поводу соблюдения военнослужащими правил воинской дисциплины и общественного порядка;

— в случае нарушения должностным лицом военной службы воинской дисциплины или общественного порядка командир (начальник) вместо назначения виновному дисциплинарного взыскания может ограничиться устным замечанием, напоминанием о воинском долге;

— решение о наложении дисциплинарного взыскания на должностное лицо военной службы может быть принято любым из его командиров (начальником, т.е. вышестоящим должностным лицом), состав которых весьма обширен;

— дисциплинарное производство в отношении должностных лиц военной службы носит исключительно внутренний характер, то есть дисциплинарная ответственность применяется только по решению командиров (начальников)[9].

Источник: http://mirznanii.com/a/26661/distsiplinarnaya-otvetstvennost-dolzhnostnykh-lits

4. Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность представляет собой одну из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя. В отличие от других видов юридической ответственности дисциплинарная ответственность направлена на обеспечение дисциплины в основном в рамках служебного подчинения. Меры дисциплинарной ответственности применяются не «надведомственными» органами (судом, арбитражем, инспекциями т.д.), а органами (должностными лицами) организаций, учреждений, предприятий, где работает нарушитель дисциплины, либо вышестоящим органом (должностным лицом).

Дисциплинарная ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности. В целом она характеризуется следующим:

основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок;

за такой проступок применяются дисциплинарные взыскания;

дисциплинарная ответственность применяется только в Порядке подчиненности и только к физическим лицам.

Существенно различается дисциплинарная ответственность муниципальных служащих и выборных должностных лиц местного самоуправления.

Дисциплинарная ответственность муниципальных служащих устанавливается действующим законодательством о труде и о муниципальной службе. Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» содержит следующую отсылочную норму: «За неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации». Таким образом, основанием привлечения муниципального служащего к дисциплинарной ответственности является совершение им должностного (дисциплинарного) проступка , под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей.

Несмотря на отсутствие в законодательстве исчерпывающего перечня должностных (дисциплинарных) проступков, ученые выделяют в дисциплинарном законодательстве признаки, которые можно объединить понятием состава должностного (дисциплинарного) проступка. Эти признаки характеризуют его с точки зрения объекта посягательства, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны.

Объектом посягательства должностного (дисциплинарного) проступка в сфере муниципальной службы являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении служебной деятельности. Посягательства на данные общественные отношения выступают в виде нарушений служебной дисциплины. В качестве объекта, на который непосредственно посягает тот или иной должностной (дисциплинарный) проступок, выступают конкретные обязанности муниципального служащего.

К признакам объективной стороны должностного (дисциплинарного) проступка прежде всего относится само противоправное деяние, посягающее на служебную дисциплину. Оно может быть выражено в форме как действия, так и бездействия. Круг таких деяний весьма широк и неоднороден, что является одной из причин отсутствия в дисциплинарном законодательстве единой, целостной системы составов проступков.

Субъектами должностного (дисциплинарного) проступка в сфере муниципальной службы правоотношений признаются муниципальные служащие.

Субъективной стороной должностного (дисциплинарного) проступка является совокупность признаков, характеризующих психическое отношение правонарушителя к своему противоправному деянию и к возможным вредным последствиям. Прежде всего в качестве такого признака выступает вина. Ст. 192 ТК РФ прямо указывает на наличие вины работника в качестве обязательного признака дисциплинарного проступка. В зависимости от формы вины должностные (дисциплинарные) проступки квалифицируются как умышленные (совершенные с прямым и косвенным умыслом) и неосторожные (явившиеся результатом самонадеянности или небрежности). Умышленным является такое поведение служащего, когда он сознает противоправный характер своего поведения, предвидит его вредные последствия и желает или сознательно допускает их наступление, либо относится к ним безразлично. Неосторожность имеет место, если служащий не предвидит вредные последствия своего поведения, однако он мог и должен был предвидеть их наступление.

Должностной (дисциплинарный) проступок имеет формальный состав, т.е. для привлечения служащего к дисциплинарной ответственности достаточно самого факта нарушения служебной дисциплины, даже если вредные последствия этого нарушения отсутствуют.

Читайте так же:  Дисциплинарная ответственность урегулирована

Конкретные виды дисциплинарных взысканий, налагаемых на муниципальных служащих, устанавливаются законодательством субъектов Федерации либо муниципальными правовыми актами. Эти документы чаще всего либо предусматривают возможность наложения на муниципальных служащих тех же видов дисциплинарных взысканий, что и ст. 192 ТК РФ : замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям (например, закон Саратовской области), либо дополняют их взысканиями, ранее предусматривавшимися Федеральным законом от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (утратил силу): строгий выговор и предупреждение о неполном служебном соответствии (например, законы Белгородской и Томской областей).

ТК РФ устанавливает, что за каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Вместе с тем Пленум Верховного Суда РФ установил, что если, несмотря на применение дисциплинарного взыскания, неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей продолжается, он может быть вновь привлечен к дисциплинарной ответственности (п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» ).

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни служащего, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Кроме того, дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. Верховный Суд РФ уточнил, что в случае обнаружения проступка в двухгодичный срок по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности дисциплинарное взыскание подлежит применению не позднее одного месяца со дня окончания такой проверки. В указанные выше сроки не включается также время производства по уголовному делу.

Дисциплинарное взыскание применяется к служащему на основании соответствующего приказа (распоряжения) должностного лица, наделенного правом привлекать к дисциплинарной ответственности.

Источник: http://studfile.net/preview/6269833/page:3/

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления (стр. 1 из 5)

1. Понятие ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

Федеральный закон о местном самоуправлении

перед населением муниципального образования;

перед физическими и юридическими лицами.

Органы местного самоуправления могут нести конституционную, административную и гражданско-правовую ответственность за свои действия. К должностным лицам местного самоуправления могут применяться меры конституционной, административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

2. Конституционная ответственность

Органы и должностные лица местного самоуправления несут конституционную ответственность

при утрате доверия;

издании незаконных правовых актов;

неисполнении или ненадлежащем исполнении отдельных государственных полномочий.

Ответственность должностных лиц местного самоуправления в случае утраты доверия. В соответствии с ч. 2 ст. 71 Федерального закона о местном самоуправлении

Сам термин «утрата доверия» в Федеральном Законе о местном самоуправлении 1995 г. не был определен, поэтому конкретное наполнение его содержанием осуществлялось в законах субъектов Федерации и нормативных актах муниципальных образований.

Законы субъектов РФ используют существенно разные подходы к определению понятия «утрата доверия» — от совершения уголовного преступления до отказа от приема жалоб избирателей.

Исходя из формулировки ч. 1 ст. 71 большинство из этих оснований могут сохраниться и после вступления в силу Федерального Закона о местном самоуправлении 2003 г. Вместе с тем следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 24 данного Закона основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Кроме того в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 декабря 1996 г. № 21-П «По делу о проверке конституционности Закона Московской области от 28 апреля 1995 г. “О порядке отзыва депутата Московской областной Думы” в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации»

Муниципальное образование с учетом законодательства субъектов РФ определяет процессуальный механизм реализации права населения на отзыв данных выборных лиц муниципального образования. При этом следует помнить, что в соответствии с подп. «а» п. 8 ст. 12 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Как свидетельствует практика, процедура отзыва депутатов и избранных населением должностных лиц решается не только в уставах муниципальных образований, но и в законах субъектов Федерации о местном самоуправлении (Калужская, Свердловская области), в законах о выборах (Алтайский край) или в специальных законодательных актах о порядке отзыва депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления (Саратовская, Тамбовская, Белгородская области).

Вместе с тем, обобщая некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отмечала, что отсутствие в законах субъектов РФ норм о порядке отзыва этих лиц не может рассматриваться как препятствие для введения института отзыва в уставах муниципальных образований.

Ответственность должностных лиц местного самоуправления в случае издания незаконных правовых актов. Конституционная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления наступает также в случаях нарушения ими Конституции РФ

Механизм реализации роспуска представительного органа муниципального образования закреплен в ст. 73 Федерального закона о местном самоуправлении 2003 г.

Основанием начала процедуры применения данного вида ответственности к представительному органу муниципального образования является принятие им нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта РФ, уставу муниципального образования, в случае если незаконность данного нормативного акта установлена судом, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

В таком случае высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования.

Федеральный Закон о местном самоуправлении 1995 г. также предусматривал возможность досрочного роспуска представительного органа местного самоуправления в случае принятия последним незаконного нормативного акта. Однако согласно Федеральному Закону о местном самоуправлении 2003 г.:

Читайте так же:  Зарплатная карта втб кредитный лимит

увеличивается срок, в течение которого представительный орган муниципального образования обязан принять меры по исполнению решения суда с десяти дней до трех месяцев;

не требуется судебного подтверждения того, что установленные действия повлекли нарушение (умаление) прав и свобод человека и гражданина или наступление иного вреда;

не предусматривается в качестве обязательного этапа процедура привлечения представительного органа муниципального образования к ответственности вынесением письменного предупреждения представительного органа о возможности привлечения к ответственности;

требуется обязательное судебное подтверждение факта неисполнения первого судебного решения;

предусматривается обязательность законодательной инициативы высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) при принятии закона о роспуске представительного органа муниципального образования (ранее законодательный орган субъекта РФ мог и сам выступить с такой инициативой).

Меры, предусмотренные ст. 73 Федерального Закона о местном самоуправлении 2003 г., носят факультативный, т.е. необязательный характер. Как следует из ее содержания, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не обязан, а лишь обладает правом внести в законодательный орган субъекта РФ закон о роспуске представительного органа муниципального образования, а законодательный орган субъекта РФ не обязан его принимать.

Ответственность представительного органа муниципального образования наступает собственно не за принятие противоправного нормативного акта, а за непринятие мер по исполнению судебного решения, констатирующего данный факт. При этом следует помнить, что Федеральный Закон о местном самоуправлении 2003 г. предусматривает право главы муниципального образования, являющегося главой администрации, наложить вето на акт, принятый представительным органом муниципального образования. Таким образом, если представительный орган принял меры по исполнению решения суда, но эти действия заблокировал глава муниципального образования, оснований для ответственности нет.

Источник: http://mirznanii.com/a/188020/otvetstvennost-organov-i-dolzhnostnykh-lits-mestnogo-samoupravleniya

Вопрос 98 Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

Статья 70. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

В современном правовом обществе для поддержания незыблемости конституционного строя и неукоснительного соблюдения всех законов, помимо организационных мер, используются и правовые средства с возможностью применения мер принуждения. Неотвратимость ответственности непосредственно вытекает из принципа всеобщей обязательности закона.

От того, что понимается под ответственностью, зависит правовое и организационное наполнение конкретных механизмов ответственности. Ответственность подразделяется на позитивную (проспективную) и негативную (ретроспективную). Под позитивной ответственностью понимается возложение на субъекта правоотношений обязанности отвечать за совершение (или несовершение) каких-либо действий. Позитивная ответственность в отличие от негативной не является юридической. Негативная ответственность — это необходимость иметь неблагоприятные последствия в связи с совершением (несовершением) каких-либо действий.

Исходя из этого юридическую ответственность можно определить как неблагоприятные последствия, наступающие для субъекта права при произведении им определенных действий и выраженные в санкциях правовых норм. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за нарушение ими Конституции РФ, федеральных законов и федеральных конституционных законов и других правовых актов, невыполнение возложенных на них населением муниципального образования обязанностей.

Таким образом, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления — это неблагоприятные последствия, наступающие в случае принятия органами и должностными лицами местного самоуправления противоправных решений, неосуществления или ненадлежащего осуществления своих задач и функций, выраженных в санкциях правовых норм. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль их деятельности служат обеспечению функционирования местного самоуправления в интересах населения, граждан, общества в целом.

Органы местного самоуправления могут нести конституционную и гражданско-правовую ответственность за свои действия. На должностных лиц местного самоуправления может возлагаться конституционная, административная, материальная и уголовная ответственность.

Исходя из субъектов, перед которыми органы и должностные лица местного самоуправления отвечают за свои действия, выделяют 3 вида ответственности:

1) перед населением муниципального образования;

2) перед государством;

3) перед физическими и юридическими лицами.

Основные виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления представлены в таблице.

│ Вид │Субъекты │Субъек-│ Орган, │ Основание │ Санкция │

│ответст-│ответст- │ ты, │применяющий меры│ответственности│ │

│венности│венности │ перед │ ответственности │ │ │

│1. │Выборные │Населе-│Население │Противоправные │Отзыв │

│Консти- │должност-│ние │ │решения или│ │

│туцион- │ное лицо│ │ │действия │ │

│ная │местного │ │ │(бездействие) │ │

│2. │Предста- │Госуда-│Законодательный │Принятие │Роспуск │

│Консти- │вительный│рство │орган субъекта│незаконного │ │

│туцион- │орган │ │Российской │нормативного │ │

│ная │местного │ │Федерации │акта │ │

│3. │Глава │Госуда-│Высшее │Принятие │Отрешение │

│Консти- │муниципа-│рство │должностное лицо│незаконного │от │

│туцион- │льного │ │субъекта │нормативного │должности │

│ная │образова-│ │Российской │акта или│ │

│ │ния, │ │Федерации │совершение │ │

│ │глава │ │(руководитель │действий │ │

│ │местной │ │высшего │влекущих │ │

│ │админист-│ │исполнительного │нарушение прав│ │

│ │рации │ │органа │и свобод│ │

│ │ │ │государственной │человека и│ │

│ │ │ │Российской │угрозу единству│ │

│4. │Должност-│Госуда-│Органы │Совершение │Админист- │

│Админис-│ное лицо│рство │административной │правонарушений,│ративный │

│тратив- │органов │ │юрисдикции │предусмотренных│штраф │

│ная │местного │ │ │КоАП Российской│ │

│ │самоупра-│ │ │Федерации или│ │

│5. │Должност-│Госуда-│Суд │Совершение │Штраф; │

│Уголов- │ное лицо│рство │ │уголовных │исправите-│

│ная │органов │ │ │преступлений, │льные или│

│ │самоупра-│ │ │УК Российской│ные │

│ │вления │ │ │Федерации │работы; │

│6. │Органы │Физиче-│Суд │Совершение │Возмещение│

│Граждан-│местного │ские и│ │действий, │ущерба; │

│ско-пра-│самоупра-│юриди- │ │причинивших │отмена │

│вовая │вления │ческие │ │ущерб │правового │

│ │ │лица │ │физическим и│акта, │

│ │ │ │ │лицам │шего ущерб│

│7. │Должност-│Орган │Орган местного│Совершение │Полное или│

│Материа-│ные лица│местно-│самоуправления │действий, │частичное │

│льная │органов │го │ │причинивших │возмещение│

│ │местного │самоуп-│ │ущерб органу│ущерба │

│ │вления │ния │ │самоуправления │ │

О конституционной ответственности должностных лиц местного самоуправления перед населением см. комментарий к ст. 24, 71 Закона; перед государством — к ст. 72-74.

Должностные лица местного самоуправления несут административную ответственность в случае совершения ими при исполнении служебных обязанностей правонарушений, предусмотренных КоАП РФ или законами субъектов РФ.

КоАП РФ определяет должностное лицо как лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (ст. 2.4). В то же время Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит специальное определение должностного лица местного самоуправления — это выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. При привлечении должностных лиц местного самоуправления к административной ответственности следует руководствоваться примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ, так как эта норма является специальной.

Читайте так же:  Правила взыскания алиментов

К должностным лицам местного самоуправления применяется только одно административное наказание: штраф. Конкретные составы правонарушений, за которые должностные лица местного самоуправления могут быть привлечены к ответственности, содержатся в КоАП РФ. Так, например, действия должностных лиц органов местного самоуправления, направленные на незаконное ограничение свободы торговли,т. е. недопущение на местные рынки товаров из других регионов Российской Федерации либо запрещение вывоза местных товаров в другие регионы Российской Федерации, влекут наложение административного штрафа в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 14.9 КоАП РФ). Непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 3 до 10 минимальных размеров оплаты труда (ст. 21.1 КоАП РФ).

В силу ч. 1 ст. 1.1. КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Поэтому некоторые составы административных правонарушений, которые могут совершаться должностными лицами местного самоуправления содержатся в законодательстве субъектов. Такие нормы содержатся, например, в Законе Московской области «Об административной ответственности за правонарушения в области строительства и градостроительства на территории Московской области» (в ред. от 17 октября 1997 г. N 47/97-ОЗ) и др.

Уголовная ответственность должностных лиц местного самоуправления наступает в случае совершения ими деяний, содержащих все признаки состава преступления и предусмотренных УК РФ. Перечень этих деяний содержится в гл. 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Применительно к должностным лицам местного самоуправления данная глава содержит такие составы преступлений, как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ); отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287 УК РФ); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); получение взятки (ст. 290 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ); халатность (ст. 293 УК РФ). Для привлечения к ответственности в соответствии с данными статьями следует руководствоваться определением должностного лица, данным в примечании к ст. 285 УК РФ.

Дисциплинарная ответственность должностных лиц местного самоуправления предусматривается целым рядом нормативных актов. Прежде всего это касается должностных лиц муниципальной службы. Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» содержит отсылочную норму: «За неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации».

Законы субъектов РФ и муниципальные правовые акты обычно предусматривают возможность применения в отношении муниципальных служащих 3 видов дисциплинарных взысканий:

3) увольнения, что соответствует ст. 192 ТК РФ.

В то же время некоторые законы субъектов РФ дополняют этот перечень.

Так, например, ч. 2 ст. 16 Закона Астраханской области от 15 августа 1997 г. N 28 «О муниципальной службе в Астраханской области» (с изм. и доп. от 11 марта 1998 г., 1 августа 2000 г., 23 октября, 19 декабря 2001 г., 30 сентября 2002 г., 12 февраля 2004 г.) устанавливает, что дисциплинарное взыскание на муниципального служащего предусматривает следующие виды взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение со службы.

Дисциплинарное взыскание на муниципального служащего налагается в установленном ТК РФ порядке. В соответствии с этим порядком до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее 6 месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее 2 лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение 3 рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подписать указанный приказ (распоряжение) составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников (ст. 193, 194 ТК РФ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studopedia.ru/13_82105_vopros—otvetstvennost-organov-mestnogo-samoupravleniya-i-dolzhnostnih-lits-mestnogo-samoupravleniya.html

Дисциплинарная ответственность должностных лиц местного самоуправления
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here