Этапы коррекционной работы по восстановлению голоса

Предлагаем ознакомиться с ответами на вопросы по теме: "Этапы коррекционной работы по восстановлению голоса" от профессионалов для людей. Если в статье не найдете ответ на свой вопрос, то можно обратиться к дежурному специалисту.

Этапы коррекционной работы по восстановлению голоса

Таким образом, экспериментальный материал подтверждает важность и целесообразность проведения логотерапии на всех этапах лечения заболевания гортани, что является существенным звеном в общей цепи оздоровляющих мероприятий и способству­ет восстановлению фонаторной функции гортани (см. табл. 4).

Таблица 4 Содержание комплексного метода восстановления голоса

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ГОЛОСА

Кypc логопедических занятий по восстановлению голоса состоит из двух этапов — подготовительного и воестановительного и включает психотерапию, артикуляционную, дыхательную гимнастику и голосовые упражнения. В данном учебном пособии характеризуются артикуляционые, дыхательные и голосовые упражнения изолированно. Тем не менее упражнения должны проводиться одновременно, так как артикуляция, дыхание и голосообразование—это единые, взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические процессы.

Координированная работа этих трех систем и обеспечивает нормальную функцию голосообразования.

Подготовительный этап логопедических занятий

Перед началом занятий с детьми по восстановлению голоса необходимо получить анамнестические сведения о ребенке, а такжe систематизировать и обобщить данные клинического, психолого-педагогического и логопедического обследования (организационный момент). Голос и речь ребенка записываются на магнитофоне, дыхание — на кимографе или электроэнцефалографе. Как уже указывалось, у детей с заболеваниями гортани выявлено астеническое состояние организма, изменения в строении функци нервно-мышечного аппарата гортани, нарушение эмоционально-волевой сферы, задержка речевого развития и длительное расстройство голосовой функции. Все эти сведения дают возможность вскрыть особенности развития ребенка, выработать пути и средства восстановительной работы, начальным звеном которой является психотерапия.

Цель психотерапии — сознательное, активное, волевое включение ребенка в процесс восстановления голоса. Психотерапия способствует перевоспитанию личности ребенка в целом, стиму­ляции и активизации ее на преодоление трудностей и на борьбу за скорейшее выздоровление. Психотерапия предполагает инди­видуальный подход к больному ребенку с учетом его возраста, течения заболевания, особенностей личности ребенка, характера нарушения его речи и голоса. Психотерапия проводится в форме беседы, в ходе которой выявляются жалобы ребенка, составляет­ся представление о круге его интересов, привязанностях, наклон­ностях, отношении к дефекту; устанавливается личный и рабочий контакт.

Все дети с длительным и тяжелым заболеванием гортани тре­буют активной и целенаправленной психотерапии, проводимой в форме однократных или чаще многократных бесед. Психотерапия является важным мероприятием, способствующим оздоровлению личности ребенка и успеху восстановительного обучения.

Одновременно с психотерапией проводится артикуляционная гимнастика. Как отмечалось, артикуляции придается важное зна­чение в процессе фонации. Именно здесь оформляется тембр голоса, формируются гласные и согласные звуки. Кроме того, чем лучше и точнее артикуляция, тем целесообразнее и точнее функ­ция голосовых складок.

Источник: http://pedlib.ru/Books/2/0030/2_0030-45.shtml

Этапы коррекционной работы по восстановлению голоса

Умение пользоваться голосом в любой ситуации — в беседах со знакомыми и незнакомыми людьми, на уроках в школе, на улице, дома, при чтении и пересказе — вот основной критерий успеха восстановительной работы. И хотя качество восстановлен­ного голоса при рубцовых’изменениях гортани отличается от нор­мально звучащего, ребенок, ранее обреченный на безгласие, по­лучает возможность общаться с окружающими при помощи гром­кого голоса, уроки в школе отвечать не в письменной, а в устной форме. И эта конечная цель определяет весь смысл, все содержа­ние логопедической работы по восстановлению и развитию голоса у детей при органических заболеваниях гортани.

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ДИСФОНИИ

При органических заболеваниях гортани голос самостоятель­но, т. е. без специальных логопедических занятий, обычно не вос­станавливается. Но иногда в результате определенных голосовых усилий хирургического и медикаментозного лечения у ребенка появляется громкий голос. Качество этого голоса зависит от пол­ноценности функции истинных голосовых складок, степени их участия в процессе фонации, деятельности резонаторов и дыха­тельного аппарата. Обычно это голос слабый, тихий, иссякающий (по силе), монотонный, низкий, тремолирующий (по высоте), грубый, хриплый, маломодулированный, сдавленный, зажатый, гортанно-резкий, с массой добавочных призвуков (по тембру). Подобное нарушение высоты, силы и тембра голоса укладыва­ется в картину дисфонии.

Восстановление качества голоса при дисфонии — весьма сложная задача, подчас более трудная, чем вызывание звука го­лоса. Связано это с тем, что у ребенка закрепляется патологиче­ский рефлекс голосообразования, и он не помнит своего нормаль­ного звучания. Кроме того, такой голос обычно образуется при компенсаторном участии ложных голосовых складок в процессе фонации (ложносвязочный голос), что придает голосу хрип­лый, гортанный оттенок. Поэтому перед логопедом стоит за­дача улучшить качество звучания голоса, активизировать дея­тельность истинных голосовых складок, ротоглоточного резона­тора и дыхательной системы.

Активизация истинных голосовых складок требует специаль­ных упражнений: стона или имитации мычания, подражания го­лубиному воркованию, кашля, произнесения гласного а на твер­дой атаке массажа гортани.

При произнесении звука м соединяется с гласными в пря­мых и обратных слогах сначала в среднем регистре голоса. Затем голос повышается и понижается, усиливается и ослабляется при произнесении гласных, согласных, слогов. При этом логопед об­ращает внимание ребенка на правильное формирование звуков в ротоглоточной полости. Последовательность постановки звуков при дисфонии и афонии идентичная.

Отличие методических приемов восстановления и разви­тия голоса при афонии и дисфонии заключается в сле­дующем:

1) Использование имитации стона или мычания при афонии и дисфонин преследует разные цели. В первом случае — это вы­зывание звука голоса, во втором — это фиксация слуха, зрения,

тактильно-вибрационных ощущений ребенка на наиболее лег­ком, сильном и красивом звучании голоса. Вызывание голоса_ обычно самый длительный этап (около одного месяца) в процессе восстановительного обучения.

Читайте так же:  Органы разрешающие трудовые споры

2) При дисфонии самый длительный период — развитие вы­соты, силы, тембра голоса, постановка певческого голоса и улуч­шение мелодико-интонационной стороны речи. Связано это с тем, что закрепившаяся условно рефлекторная связь требует долгой и кропотливой перестройки.

Источник: http://pedlib.ru/Books/2/0030/2_0030-144.shtml

Методика восстановления голоса у детей

Этапы коррекционной работы при органических заболеваниях голосового аппарата.

Логопедическая работа с детьми, перенесшими многократные операции по удалению папиллом и имеющими вследствие этого рубцовые изменения гортани, состоит из коррекции дыхания, звукопроизношения и восстановления голоса.

Необходимость постановки дыхания определяется длительным нарушением дыхательного просвета гортани и вынужденным формированием трахеостомы. В послеоперационном периоде ребенка нужно вновь научить дышать естественным путем. Для этого проводятся специальные занятия лечебной физкультурой, этому уделяется внимание и на логопедических занятиях.

Коррекция звуков осуществляется общепринятыми приемами параллельно с работой над голосом.

Вызывание голоса у ребенка с афонией при Рубцовых изменениях гортани — самый сложный момент в коррекционных занятиях. Для получения первого звучного прорыва голоса методом проб и ошибок подбирается любой звонкий согласный звук. Чаще всего такими звуками оказываются м и ж, которые формируются при «стоне» и «мычании» (м)или жужжании (ж).

Помимо слухового контроля, используется вибрационнотактильный. Для лучшего закрепления голосовых кинестезии ребенок, прикладывая руку к передней поверхности шеи, ощущает колебания голосовых складок. После устойчивого получения звука его можно вводить в слоговые упражнения, слова, предложения, придерживаясь принципа постепенного увеличения нагрузки. При проведении занятий учитывается возраст детей и в соответствии с ним подбирается речевой материал, используются игровые приемы. Процесс автоматизации восстановленного голоса зависит от тяжести и длительности нарушения. Ускоряют закрепление голосовой функции вокальные упражнения, активизации и координации голосового аппарата способствует пение.

Решение задачи восстановления голоса у детей требует всестороннего и комплексного их обследования, включающего как медицинские, так И психолого-логопедические методы. Такое обследование дает возможность вскрыть закономерности развития ребенка и выработать пути и средства преодоления недостатка его голоса. Ввиду особенностей нарушения речи и голоса у детей наиболее целесообразен комплексный подход к процессу восстановления голоса, заключающийся в сочетании ортофонических упражнений (артикуляционных, дыхательных и голосовых) с психотерапией, лечебной физкультурой и рядом лечебных мероприятий.

Ортофония — специальный метод восстановления голосовой функции при помощи артикуляционных, дыхательных и голосовых упражнений. Принцип двигательной терапии голоса заключается в устранении при гиперкинезе повышенного требования к голосовому аппарату, а в случаях гипокинеза — в выработке привычки к большей работе и соответствующей правильной фонической координации.

Цель ортофонических упражнений — восстановление нарушенного автоматизма в работе гортани, в функциях дыхания и артикуляции. Ортофония корригирует мышечный аппарат гортани и дыхательный механизм. Основы этого метода были заложены М. Шмидтом (1899), Е. И. Малютиным (1896), Flatau (1908), Gutzmarrn (1924). Впоследствии этот метод углубили и расширили советские и зарубежные фониатры и оториноларингологи.

Как показывает наш опыт, применение ортофонических упражнений при восстановлении голоса позволяет добиться наибольшей эффективности логопедических занятий. Восстановление голоса у детей — очень сложный и длительный процесс, опирающийся на компенсаторные возможности детского организма.

Особенно большие трудности связаны с восстановлением голоса у детей при органических заболеваниях гортани — опухолях, стенозах.

Трудности и специфика работы с этими детьми обусловлены несколькими факторами: во-первых, нарушением анатомической целостности гортани, во-вторых, ранним наступлением заболевания гортани (обычно до 3 лет), а отсюда неблагоприятным его влиянием на речевое, психическое и физическое развитие детей. Поэтому успех восстановительной работы определяется воздействием на всю личность больного ребенка, чему я служит комплексный подход к процессу восстановления голоса.

В нейшей составной частью является проведение логопедической работы на всех этапах лечения заболевания гортани.

Каждому этапу лечения соответствует определенный комплекс логопедических упражнений. Они направлены на постановку речевого дыхания, артикуляции и голоса. На каждом последующем этапе лечения комплекс логопедических упражнений усложняется соответственно общему состоянию организма ребенка, течению его заболевания, характеру дыхания, артикуляции, типу и качеству голоса.

По нашим наблюдениям, проведение логопедической работы на всех этапах лечения способствует восстановлению фонаторной функции гортани и облегчает ребенку переход к каждому последующему этапу лечения, ускоряя процесс восстановления голоса.

Система логопедических занятий по восстановлению голоса включает психотерапию, артикуляционную, дыхательную гимнастику, лечебную физкультуру и голосовые упражнения.

Начальным звеном восстановительной работы является психотерапия, цель которой — сознательное включение ребенка в процесс восстановления голоса. Психотерапия способствует перевоспитанию и оздоровлению личности ребенка, а отсюда — более успешному процессу восстановления его голоса. Путем индивидуализированного подхода к ребенку важно установить тесный контакт с ним, завоевать его доверие; при помощи внушения и рационального убеждения воздействовать на личность ребенка, вселить в него уверенность в своих возможностях и силах, разъяснить цели и задачи логопедической работы.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 954 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: http://studopedia.su/16_77204_metodika-vosstanovleniya-golosa-u-detey.html

Этапы коррекционной работы по восстановлению голоса

Следует тщательно собрать анамнез, выяснить, когда впервые появились жалобы на изменения голоса, причину. Сведения об условиях работы, режима труда и отдыха дают дополнительное представление о характере нарушения. Поскольку речь — сложный психофизиологический процесс, очень важно иметь данные о состоянии центральной и периферической нервной системы. В ходе беседы выясняется, как ребенок или взрослый относится к своему дефекту, оценивает свое состояние. Логопед изучает качество звучания измененного голоса — охриплость, падение силы, звучности, напряжение наружных мышц шеи, появление рефлекторного кашля, прорывов звучного голоса или, наоборот, полное его выпадение, тип дыхания. По характеру звучания голоса опытный логопед может определить этиологию и механизмы нарушения.

Читайте так же:  Размер алиментов от заработной платы

МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Это предупреждает фиксацию навыка патологического голосоведения и появление невротических реакций, что значительно улучшает прогноз.

В зависимости от этиологии и механизма нарушения голоса при его восстановлении выдвигаются две задачи. Первая задача определяется необходимостью выявления и включения компенсаторных возможностей организма. Компенсация может наступать только с включением значительного числа физиологических компонентов, расположенных в различных частях нервной системы и рабочей периферии, «однако всегда функционально объединенных на основе получения конечного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент».

Второй задачей является ликвидация патологического способа голосования, т. е. нужно создать «такую разветвленную систему возбуждений или побуждающих мотивов, которые по силе своих возбуждений значительно превосходили бы силу возбуждения нежелательной деятельности». Для реализации этих задач требуется:

1) активизация функции нервно-мышечного аппарата гортани;

Источник: http://pedlib.ru/Books/2/0049/2_0049-208.shtml

МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Это предупреждает фиксацию навыка патологического голосоведения и появление невротических реакций, что значительно улучшает прогноз.

В зависимости от этиологии и механизма нарушения голоса при его восстановлении выдвигаются две задачи. Первая задача определяется необходимостью выявления и включения компенсаторных возможностей организма. Компенсация может наступать только с включением значительного числа физиологических компонентов, расположенных в различных частях нервной системы и рабочей периферии, «однако всегда функционально объединенных на основе получения конечного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент».

Второй задачей является ликвидация патологического способа голосования, т. е. нужно создать «такую разветвленную систему возбуждений или побуждающих мотивов, которые по силе своих возбуждений значительно превосходили бы силу возбуждения нежелательной деятельности». Для реализации этих задач требуется:

1) активизация функции нервно-мышечного аппарата гортани;

2) предотвращение развития вторичных дефектов голосового аппарата, т. е. появление псевдоорганических наслоений при функциональных расстройствах;

3) положительное воздействие на личность обучающегося для ликвидации психогенных реакций;

4) восстановление утраченных кинестезии голосоведения, т. е. непосредственно самой фонации;

5) восстановление координации дыхания и фонации.

В зависимости от задачи восстановления применяются дифференцированные приемы обучения, однако для всех форм нарушений голоса можно определить общие этапы коррекционной работы:

• коррекция физиологического и фонационного дыхания;

• тренировка кинестезии и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями;

• автоматизация восстановленной фонации.

Перед началом занятий для установления контакта, взаимопонимания выясняется, что является определяющим в настроении и поведении обучающегося, как он относится к своему дефекту. Это позволяет правильно выбрать тактику поведения и приемы убеждения. При первой беседе объясняется сущность нарушения, в доступной форме раскрывается механизм голосообразования, намечаются пути восстановительной работы.

Обучающегося необходимо убедить в обратимости нарушения, вселить бодрость, надежду на успех восстановления и одновременно поставить перед ним условие активного включения в восстановительный процесс. Механическое выполнение упражнений не приведет к положительному результату. Психотерапевтическая направленность осуществляется на протяжении всего обучения. Для взрослых прогноз восстановления должен быть реалистическим. Следует заранее предупредить, что в некоторых случаях функция голосового аппарата не полностью восстанавливается, а голос не всегда достигает нормы. Но обязательно увеличивается его сила, звучность, исчезает утомляемость при речевой нагрузке, нормализуется дыхание.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9734 —

| 7572 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/13_82936_metodika-korrektsionnoy-raboti.html

В.18.Коррекция нарушений голоса органического генеза

Фонопедическая коррекция при органически обусловленных нарушениях голосовых функций организовывается с учетом факторов:

  1. характера нарушений голосовых функций;
  2. сохранности анатомических структур, обеспечивающих акт фонации;
  3. возможности активизации компенсаторных механизмов;
  4. возраста больного;
  5. продолжительности голосового нарушения, содержания и результативности мед. Лечения;
  6. требований к голосовой функции пациента (профессиональное использование голоса, отсутствие специальных требований к качеству голоса).

При дисфониях и афиниях, не сопровождающихся грубыми нарушениями анатомической структуры голосового аппарата, которые являются следствием его неправильного использования, определяющей причиной заболевания оказываются изменения энергетических параметров фонаторного акта. К таким вариантам относятся нарушения голоса при профессиональных ларингитах, при возникновении узелков на голосовых складках. Хадача фонопедии состоит в нормализации механизма голосообразования и голосоведения. Пациенты обучаются наиболее эргономичным и физиологичным способам фонации, позволяющим эначительно снизить нагрузки на голосовой аппарат при сохранении высокого коэффицента полезного действия.

В случае необратимого нарушения анатомической структуры или иннервации органов голосового аппарата ведущей целью фонопедии становится компенсация нарушенной функции за счет сохранных структур. К таким вариантам относятся нарушения голоса вследствие парезов и параличей, а также резекции гортани.

При полном отсутствии либо обширном анатомическом дефекте голосообразующего органа фонопедическая коррекция направлена на формирование заместительных механизмов фонации. Такая задача бывает обусловлена некоторыми типами резекции гортани и ларингэктомии, двусторонними параличами гортани. В коррекционную работу при органически обусловленных нарушениях фонаторной функции входят компоненты:

  1. психокоррекционная работа (беседы, встречи и собеседования больного с бывшими пациентами, прослушивание записей восстановленного голоса).
  2. дыхательная гимнастика, укрепление артикуляционного аппарата и мышц гортани.
  3. постановка голоса.
  4. автоматизация и ведение голоса в речь (вокальные упражнения).

Указанные компоненты фонопедич. Работы целесообразно распределять на два этапа: подготовительный (включает 1 – й и 2 – й компоненты) и основной (3 – й и 4 – й компоненты)

Вне зависимости от предполагаемой фонопедической тактики коррекционная работа работа должна начинаться сразу же после стихания острого периода заболевания или спустя 2 – 3 недели после операции по согласованию с лечащим врачом. К коррукции голоса при парезах и параличах можно приступать на 7 – 10 день после операции.

Читайте так же:  Написание заявления на увольнение по собственному желанию

Рассмотрим особенности коррекционной работы при различной тактике восстановления нарушенных фонаторных функций.

НОРМАЛИЗАЦИЯ ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ при наличии стойкого воспалительного процесса или изменения структуры голосовых складок вследствие неправильного голосоведения, например по типу узелков, можно отметить изменение самого механизма голосообразования. Помимо анатомических нарушений вследствие стойкого болевого раздражения в коре г.м. возникает очаг охранительного торможении, что искажает возможность проведения импульсов. Вследствие этого на ранних этапах заболевания преобладает гипертонусный механизм голосообразования, а на поздних – гипотонусный. Голосовой аппарат теряет возможность рационального экономичного использования энергии, что снижает его коэффициент полезного действия.

На подготовительном этапе усилия направлены прежде всего на подавление патологического механизма фонации (режим молчания). Большинство исследователей считают, что применять режим молчания надо в течении 10 дней. При этом решаются 2 задачи: подавляется дальнейшее развитие патологических навыков и снижается нагрузка на голосовой аппарат в последующие 5 – 10 дней соблюдается охранительных режим, во время которого исключается использование даже шепота

Коррекционно – психологическая работа ставит своей целью нормализацию состояния нервной системы, формирование мотивации к активному участию в лечении, стремления к выздоровлению.

И неконец повышенеи КПД голосового аппарата достигается посредством постоянно проводимых дыхательных упражнений.

На основном этапе в процессе целенаправленных упражнений и массажа достигается нормализация мышечного тонуса в вокальной, дыхательной, артикуляционной мускулатуре. Пациенты учатся управлять осознанно механизмом голосоведения, при котором голосовой аппарат функционирует в физиологически более благоприятном режиме.

Завершается этот этап закреплением навыков голосообразования и голосооформления в живом речевом потоке. Закрепление навыков фонации в речи сочетается с вокальными упражнениями.

Занятия должны проводиться 2раза в день самостоятельно и 1 – 2 раза в неделю с логопедом.

Компенсация нарушенных функций голосового аппарата.

К процессу компенсации подключаются все сохраненные компоненты, даже рубцы, возникающие после операции. Приступать к работе следует не позднее 6мес. После начала заболевания, оптимальным прзнается срок в 1,5 – 2 недели.

Важнейшим звеном подготовительного этапа становится психотерапия, направленная на предотвращение наслоений.

Особое внимание уделяется отработке и или восстановлению физиологического дыхания

В задачи основного этапа входит постановка голоса(методика подачи звука в «маску»; ОТРАБОТКА СОНОРНЫХ СОГЛАСНЫХ [М] [Н] в сочетании с гласными, введение голоса в речь, закрепление синергий и вокальных упражнений.

Обычно за 2 недели значительные улучшения.

Формирование заместительных механизмов фонации.

Процесс строится с учетом сохранных анатомических структур.

При ларингэктомии (удалении гортани) рекомендуется постановка эзофагального(пищеводного) голоса. В случае невозможности, используются специальные голосовые протезы.

Формирование заместительных механизмов фонации следует начинать как можно раньше. При удовлетворительном состоянии больного реализация подготовительного этапа возможна сразу после снятия швов. Противопоказания – метастазы, сужение пищевода, гипертония, глоточные свищи.

На подготовительном этапе работа логопеда направлена на украепление мышц шеи больного, активизацию диафрагмы и межреберных мышц; на нормализацию темпа, ритма дыхания, общее укрепление организма.

На основном этапе целью коррекционного воздействия становится решение задач:

— формирование псевдоголосовой щели;

— вызывание эзофагального /пищеводного/ голоса;

— его отработка в отдельных фразах;

— введение получ. Навыка голосообразования в речь.

Вне зависимости от этиологии и тяжести голос. Нарушений по окончанию корр. Работы требуется дальнейшее комплексное мед. Псих. Пед. Сопровождение больного с целью постоянного поддержания контроля за состоянием голос. Функции, при необходимости – для динамичн. Корректировки комплекса рекоменд. Упражнений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9627 —

| 7393 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/7_175551_vkorrektsiya-narusheniy-golosa-organicheskogo-geneza.html

18. Цели, задачи и принципы коррекционной работы при различных нарушениях голоса.

Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Это предупреждает фиксацию навыка патологичес­кого голосоведения и появление невротических реакций, что значительно улучшает прогноз.

В зависимости от этиологии и механизма нарушения го­лоса при его восстановлении выдвигаются две задачи.

Пер­вая задачаопределяется необходимостью выявления и включения компенсаторных возможностей организма. Ком­пенсация может наступать только с включением значитель­ного числа физиологических компонентов, расположенных в различных частях нервной системы и рабочей периферии, «однако всегда функционально объединенных на основе по­лучения конечного приспособительного эффекта, необходи­мого в данный момент».

Видео (кликните для воспроизведения).

Второй задачейявляется ликвидация патологическо­го способа голосообразования, т.е. нужно создать «такую разветвленную систему возбуждений или побуждающих мотивов, которые по силе своих возбуждений значительно превосходили бы силу возбуждения нежелательной дея­тельности».

Для реализации этих задач требуется:

активизация функции нервно-мышечного аппарата гортани;

предотвращение развития вторичных дефектов голосового аппарата, т.е. появление псевдоорганических наслоений при функциональных расстройствах;

положительное воздействие на личность обучающе­гося для ликвидации психогенных реакций;

восстановление утраченных кинестезий голосоведе­ния, т.е. непосредственно самой фонации;

восстановление координации дыхания и фонации.

В зависимости от задачи восстановления применяются дифференцированные приемы обучения, однако для все форм нарушений голоса можно определить общие этапы коррекционной работы:

коррекция физиологического и фонационного дыхания;

тренировка кинестезии и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями;

автоматизация восстановленной фонации.

Перед началом занятий для установления контакта, взаимопонимания выясняется, что является определяющим в настроении и поведении обучающегося, как он относится к своему дефекту. Это позволяет правильно выбрать тактику поведения и приемы убеждения. При первой беседе объясняется сущность нарушения, в доступной форме раскрывается механизм голосообразования, намечаются пути восстановительной работы.

Читайте так же:  Что составляет коммерческую тайну организации

Обучающегося необходимо убедить в обратимости нарушения, вселить бодрость, надежду на успех восстановления и одновременно поставить перед ним условие активного включения в восстановительный процесс. Механическое выполнение упражнений не приведет к положительному результату. Психотерапевтическая направленность осуществляется на протяжении всего обучения. Для взрослых прогноз восстановления должен быть реалистическим. Следует заранее предупредить, что в некоторых случаях функция голосового аппарата не полностью восстанавливается, а голос не всегда достигает нормы. Но обязательно увеличивается его сила, звучность, исчезает утомляемость при речевой нагрузке, нормализуется дыхание.

Источник: http://studfile.net/preview/2239180/page:11/

Этапы логопедической работы по восстановлению голоса

Кypc логопедических занятий по восстановлению голоса состоит из двух этапов — подготовительного и воестановительного и включает психотерапию, артикуляционную, дыхательную гимнастику и голосовые упражнения. В данном учебном пособии характеризуются артикуляционые, дыхательные и голосовые упражнения изолированно. Тем не менее упражнения должны проводиться одновременно, так как артикуляция, дыхание и голосообразование—это единые, взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические процессы.

Координированная работа этих трех систем и обеспечивает нормальную функцию голосообразования.

4.1 Подготовительный этап логопедических занятий

а) от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы,

б) от переносицы к околоушной впадине,

в) от кончика носа по его спинке вверх и обратно,

г) винтообразные движения вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу.

Вибрационный массаж заключается в поколачивании крыльев носа с одновременным произнесением звука м. Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица. Вслед за массажем ребенок учится самостоятельно морщить лоб, нос, хмуриться, сдвигать брови, надувать щеки, улыбаться. Все эти упражнения улучшают окраску голоса, его силу и тембр, так как, по данным физиологии, работа мимических мышц, раздражения кожи лица повышают тонус голосовых мышц. Одновременно с массажем проводится артикуляционная гимнастика, дифференцированная для различных частей артикуляционного аппарата.

Каждое артикуляционное движение проводится четко и неторопливо перед зеркалом, с соблюдением определенного ритма (под счет).

Примерные артикуляционные упражнения:

повороты его вправо-влево,

облизывание кончиком языка верхней и нижней губы

укладывание языка за верхнюю и нижнюю губу,

укрепление кончика и корня языка при произнесении звуков т — к.

II. Движения губ:

вытягивание губ вперед «трубочкой»,

складывание губ «кружочком»,

растягивание губ в стороны (улыбка),

4) укрепление губ при произнесении звука п-п-п-п (беззвучно).

III. Движение челюстей: открывание и закрывание рта, опускание нижней челюсти, имитация жевания. В процессе жевания происходит энергичное сокращение мускулов гортани, глотки, неба, языка, губ.

IV. Расслабление мышц шеи: опускание головы вниз, запрокидывание назад, повороты головы вправо-влево; в дальнейшем эти движения сочетаются с произнесением звуков и—э — о — у —а ы.

V. Движение гортани и голосовых складок:

а) поглаживающий и вибрационный массаж гортани. Производятся ритмичные, энергичные движения пальцами по передней поверхности шеи в вертикальном и горизонтальном направлениях с легким надавливанием на область щитовидного хряща, б) кашлевые движения, подражание голубиному воркованию, стону, мычанию, что может сочетаться с вибрационным массажем гортани.

VI. Упражнения для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата с одновременной тренировкой дыхания (работа над дикцией)

Таким образом, специфика проведения артикуляционной гимнастики заключается не только в том, что обращается особое внимание на силу, четкость, даже некоторую утрированность артикуляционных движений, но и на умение сочетать движение с шепотным, а в дальнейшем и с громким звуком. Большое значение имеет увеличение подвижности мягкого нёба, развитие движений нижней челюсти и голосовых складок. Одновременно с артикуляционными упражнениями (со 2— З-го занятия) проводится дыхательная гимнастика — статическая и динамическая. При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд правил:

не переутомлять ребенка, т. е. строго дозировать количество и темп проведения упражнений,

следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом,

чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движения диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота,

движения ребенок должен производить плавно, под счет, тихо, в проветренном помещении, до еды.

Статические упражнения производятся либо при полной неподвижности тела, либо сопровождаются легкими движениями

Цель статических дыхательных упражнений — выработка дифференцированного дыхания через рот и нос, приобретение навыков речевого нижнереберно-диафрагмального или грудобрюшного типа дыхания с преимущественной тренировкой удлиненного выдоха.

Упражнения включают дутье на вату, на воду, надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек, шаров, игра на детской дудке, свирели, губной гармоники (что развивает губную мускулатуру и дает кинестетическое ощущение давно утраченного звука), при этом секундомер регистрирует продолжительность выдоха. Далее длительно произносятся:

а) гласные (шепотом и громко):

у ____ ау ____ уо ____ уа ____ о ____ оу ____ ао ____ оа ____ э ____ иу ____ ио ____ иа ____

и ____ эу ____ эо ____ эа ____ а ____

б) щелевые глухие согласные изолированно и в сочетании с гласными (шепотом и громко):

ф ____ уф ____ ус ____ уш ____

с ____ оф _____ ос ____ ош ____

ш ____ эф ____ эс ____ эш ____

х ____ иф ____ ис ____ иш ____ аф ____ ас ____ аш ____ фу ____ су ____ шу ____ фо ____ со ____ шо ____ фэ ____ сэ ____ ше ____ фи ____ си ____ ши ____ фа ____ са ____ ша ____

в) звонкие щелевые согласные изолированно и в сочетании с гласными:

в ____ ув ____ уз ____ уж ____

3 ______ ОВ ______ ОЭ ______ ОЖ ______

ж ____ эв ____ эз ____ эж ____ ив ____ из ____ иж ____ ав ____ аз ____ аж

Читайте так же:  Можно взять кредит по другому паспорту

г) глухие взрывные согласные только в сочетании с гласными прямых слогах (шепотом и громко):

пу____t’у ____ку ____ to ____ то ____ ко ____ пэ ____ тэ ____ кэ ____ пи_____та ____ ки ____

д) звонкие взрывные согласные только в сочетании с гласны-ми в в прямых слогах:

бо _____ до ____ го ____

па ____ та ____ ка ____

д) звонкие взрывные согласные только в сочетании с гласными прямых слогах:

бу____ду____гу____ бо ____ до ____ го ____

бэ ____ дэ ____ гэ ____ би ____ ди ____ ги ____ ба ____ да ____ га ____

Так в сочетании артикуляционных и простых дыхательных упражнений формируются навыки речевого дыхания. Для развития фонационного дыхания также подбираются упражнения, тренирующие дифференцированный вздох и выдох через рот и нос. Эти упражнения подготавливают дыхательный аппарат к фонации, помогают ощутить работу дыхательных мышц, особенно диафрагмы. Например:

вдох (5 сек.) —задержка (3 сек.) —выдох (5 сек.);

вдох (беек.)—задержка (5 сек.) — выдох (8 сек.);

вдох (8 сек.) —задержка (6 сек.) —выдох (10 сек.);

«Цветочный магазин» — тренировка глубокого медленного вдоха через нос (приятное ощущение от вдыхания чудесного запаса цветов);

«Свеча» — тренировка ровного, медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи;

«Упрямая свеча» — тренировка интенсивного, сильного выдоха. Ребенок ощущает движение мышц живота;

«Погашу свечу» — тренировка интенсивного, прерывистого выдоха с произнесением: фу! фу! фу! фу! Свеча погасла;

«Насос»— тренировка продолжительного, сильного выдоха при длительном произнесении звука

Вслед за статической дыхательной гимнастикой включаются упражнения динамической дыхательной гимнастики.

Динамические упражнения связаны с ходьбой, медленным бегом, движениями рук, ног и туловища и включают элементы лечебной физкультуры

Цель этих упражнений — тренировка нижнереберно-диафрагмального дыхания, а также общее укрепление организма ребенка.

Примерный курс упражнений лечебной физкультуры:

Задача вводного раздела — постепенное вовлечение ребенка занятия, выработка дифференцированного выдоха через рот и нос.

вдох и выдох попеременно через рот и нос.

II. Основной раздел.

Задача основного раздела — постепенно возрастающая тренировка организма, постановка речевого дыхания с акцентом на удлиненный выдох.

Исходное положение—лежа (при этом расслабляются мышцы всего тела, в том числе и гортани). Вдох и выдох через рот и нос. При вдохе передняя стенка живота и подложечная область поднимаются и выпячиваются, при выдохе—опускаются. При этом верхний плечевой пояс почти неподвижен. 2) Исходное положение — стоя, ноги вместе. Поднять руки через стороны вверх — вдох, опустить руки — выдох.

Исходное положение — стоя, ноги вместе. Поднять руки на затылок — вдох, руки опустить — выдох.

Исходное положение — стоя, ноги вместе. Поворот туловища и головы вправо с отведением руки в сторону — вдох, исходное положение — выдох.

Исходное положение — стоя, ноги вместе. Наклоны туловища в стороны: руки попеременно скользят вдоль туловища до подмышечной впадины. При выдохе произносятся длительно звуки с, пф, пш.

Исходное положение — стоя, ноги вместе. Нагибание головы попеременно к левому и правому плечу.

Исходное положение — стоя, ноги вместе. Нагибание головы назад и вперед вместе с шеей

III. Заключительный раздел.

Задача заключительного раздела — добиться снижения общей физиологической нагрузки, снять утомление, возвратить ребенка к исходному состоянию.

отвлекающие упражнения (с хлопками, пением),

ходьба с постепенным замедлением

4.2 Восстановительный (основной) этап логопедических занятий

Вызывание звука голоса.

Закрепление полученного голоса.

Автоматизация процесса голосообразования.

Вызывание звука голоса — наиболее важный, сложный и длительный раздел восстановительного обучения. Звук голоса целесообразно вызывать на стоне или мычании. Полученный звук голоса у, о, а, я в прямых и обратных слогах.

«Мычание» производится больным с закрытым ртом, на выдохе, коротко, медленно, сначала тихо, при спокойном положении языка. Звук должен получиться без напряжения, на низких нотах. Атака звука мягкая, т. е. голосовые складки не должна смыкаться раньше прохождения через голосовую щель выдыхаемой струи воздуха, а должны смыкаться или одновременно с выдыхаемой струёй или несколько позже.

Согласные звуки—артикуляторно сильные, так как усиливаются путем прорыва затвора струей воздуха, идущего из полостей бронхов и легких, а м — согласный звук.

При произнесении согласных звуков объем глоточного резонатора сужен, что увеличивает громкость звука.

При произнесении звука м объем глоточного резонатора сужен, поэтому м—звук громкий (резонирует носовая полость)

Звук м — наиболее простой звук с анатомо-физиологической точки зрения — по участию языка, губ, нёбной занавески. Незначительный импеданс уменьшает напряжение голосовых складок, создает наиболее щадящий режим их работы, что особенно важно в условиях деформированной гортани. При произнесении звука м большую роль играют тактильно-вибрационные ощущения (ощущения дрожания губ, щек. крыльев носа, гортани, альвеолярного отростка верхней челюсти). Эти ощущения являются сигналом правильного использования верхних резонаторов (рта, носоглотки, носа). Подобный способ регулирования на основе оценки результатов совершаемых действий в физиологии получил название «обратной афферентации», «обратной связи». Вибрационные раздражения подают сигналы в центральную нервную систему о работе резонаторов. Вибрации раздражают нервные окончания и таким образом поднимают тонус нервных центров, что рефлекторно влияет на дыхание, кровоснабжение, двигательную и, конечно, голосовую функцию (повышает звонкость, силу голоса). Процесс восстановления голоса продолжается в среднем три месяца. Вызывание голоса около 1—1,5 месяцев.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studbooks.net/1853655/pedagogika/etapy_logopedicheskoy_raboty_vosstanovleniyu_golosa

Этапы коррекционной работы по восстановлению голоса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here