Работа по восстановлению звукопроизношения включает

Предлагаем ознакомиться с ответами на вопросы по теме: "Работа по восстановлению звукопроизношения включает" от профессионалов для людей. Если в статье не найдете ответ на свой вопрос, то можно обратиться к дежурному специалисту.

Работа по восстановлению звукопроизношения включает

При формировании правильного звукопроизношения у детей независимо от причин и характера дислалии должен соблюдаться ряд общих требований.

Так, при устранении недостатков в произношении того или иного звука необходимо придерживаться строгой последовательности этапов логопедической работы:

1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Постановка звука.

4. Автоматизация звука.

5. Дифференциация формируемого и смешиваемого звука в произношении.

Если ребенок четко воспринимает формируемую фонему на слух, можно исключить первый этап работы.

Иногда оказывается, что ребенок без предварительной артикуляционной гимнастики воспроизводит все необходимые для данного звука дифференцированные движения языка, губ. В этом случае можно исключить второй этап работы. Однако необходимо подчеркнуть, что последовательность всех остальных этапов должна строго соблюдаться.

При постановке звуков следует широко использовать опору на различные анализаторы (слуховой, зрительный, кожный и двигательный), облегчающую воспроизведение требуемой артикуляции по образцу и контроль над ней.

По мере автоматизации навыков правильного произношения звука необходимость в зрительном контроле отпадает. Дальнейшая работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль.

С самого начала работы над звуком необходимо развивать у ребенка слуховой самоконтроль. Для этой цели логопед привлекает внимание ребенка к неправильному произношению звука и предлагает сравнить его с правильным. Целесообразно, чтобы сам логопед имитировал искаженное произношение, чередуя его с нормальным, а ребенок сравнивал оба варианта и воспроизводил нужный. Следует постоянно напоминать детям о необходимости вслушиваться в то, как они произносят. На первых порах полезно утрированное произнесение ребенком звука. Так ему будет легче приобрести навыки слухового самоконтроля.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

Источник: http://pedlib.ru/Books/2/0032/2-0032-68.shtml

Работа по восстановлению звукопроизношения включает

Какие упражнения рекомендуются для проверки мелкой моторики рук?

Чем завершается работа по обследованию звукопроизношения у детей?

Исправление нарушений звукопроизношения

Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно различают четыре основных этапа: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,— этап дифференциации. Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы, но на всех этапах педагог воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т. е. все то, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться.

Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.

Подготовительный этап

Цель этого этапа — подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.

На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработка опорных звуков.

Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется в основном посредством артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определенных положений губ, языка, необходимых как для правильного произношения всех, звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а правильный подбор и качество выполнения.

Эти упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка, т. е. воспитатель выделяет, что и как нарушено. Так, при правильном произнесении звука с боковые края языка плотно примыкают к верхним коренным зубам. Если же, например, у ребенка левый (правый) край языка опускается и пропускает воздушную струю вбок, воспитатель подбирает игровые упражнения для его укрепления.

Источник: http://pedlib.ru/Books/1/0460/1_0460-29.shtml

Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения. Начальные этапы (авторское пособие).
учебно-методическое пособие по логопедии на тему

Представлено авторское пособие по постановке звук [ш] по подражанию, с помощью артикуляционных упражнений, с механической помощью, смешанный способ постановки звука. Предлагается для занятий с логопедом и в качестве домашнего задания.

Скачать:

Вложение Размер
chast_1.docx 194.16 КБ chast_2.docx 2.04 МБ chast_3.docx 2.11 МБ chast_4.docx 1.4 МБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения.

Начальные этапы (авторское пособие).

Автор: Королёва Клария Камильевна, учитель-логопед

В современной логопедии различают четыре основных этапа работы над звукопроизношением: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и в случаях замены одного звука над другим или их смешения – этап дифференциации. Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы.

Когда звук поставлен, он автоматизируется в слогах, словах, фразах. Замечательно, если удается за очень короткий период поставить звук ребенку. Но, как показывает практика, таких детей становится всё меньше и меньше. Все чаще приходят дети с органическими поражениями, с дефицитом внимания и поведенческими расстройствами. У этих детей, как правило, психологические особенности затрудняют логопедические занятия, и дефекты речи носят стойкий характер, поэтому работа по коррекции звукопроизношения может занимать много времени.

В настоящее время существует достаточно много логопедических пособий и рабочих тетрадей для закрепления произношения звуков. Это рабочие тетради и занимательные пособия В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко; Л. А. Комаровой, И. В. Баскакиной и М. И. Лынской; О.В. Егоровой; И. Л. Лебедевой; Т.С.Резниченко и О.Д.Лариной; Т. А. Ткаченко и другие. Любое из этих пособий может использоваться как на занятиях с логопедом, так и в качестве домашнего задания. Авторы этих практических комплектов предлагают интересный речевой и картинный материал по автоматизации звука, по закреплению звука в чистоговорках, стихах, небольших рассказах. Таким образом, работа по данным тетрадям начинается, в основном, с третьего этапа. Практических пособий, которые бы помогли начать работу с начальных этапов по коррекции звукопроизношения, как таковых нет.

Процесс вызывания звука бывает очень длительным. И чтобы ребенок не потерял интерес к логопедическим занятиям, важно на этом этапе разнообразить работу различными методами и средствами.

Что же можно предложить ребенку, а также его родителям на первых этапах работы, когда звук ещё не поставлен?

На подготовительном этапе в игровой форме происходит знакомство с органами произнесения (артикуляции) речи, большое внимание уделяется подвижности органов артикуляции, выработке целенаправленной воздушной струи. Этой цели служит артикуляционная гимнастика – комплекс специальных упражнений для губ и языка. Артикуляционная гимнастика призвана в увлекательной форме развить умения ребенка управлять собственными органами речи: языком, губами, нижней челюстью и речевым дыханием.

Читайте так же:  Бланк заявления на отпуск за свой счет

Для эффективности подобной работы и для занятий дома нами подготовлены комплексы упражнений для правильного произношения свистящих звуков, шипящих звуков и соноров . При выполнении артикуляционной гимнастики разработаны памятки-рекомендации для родителей:

  • Артикуляционная гимнастика должна проводиться регулярно.
  • Продолжительность занятий – 3-5 минут.
  • Каждое движение выполняйте перед зеркалом.
  • Желательно, чтобы и ребенок, и взрослый могли находиться перед зеркалом: взрослый показывает образец выполнения упражнения, ребенок повторяет за ним.
  • Упражнения проводите неторопливо, ритмично, четко.
  • Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения языка.

Постановка звука представляет собой процесс формирования артикуляции, обучения ребенка произношению звука в изолированном звучании. На этапе постановки звука формируется навык правильного произношения изолированного звука, закрепляется слуховой, кинестетический образ звука, используется зрительное восприятие артикуляции.

На данном этапе логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям: развитие восприятия речи, формирование фонематического анализа, развитие артикуляторной моторики, работа по непосредственной постановке звука.

На этапе постановки звука к артикуляторным упражнениям предъявляются те же требования, что и на подготовительном этапе. Движения органов артикуляции должны быть точными, плавными, без сопутствующих движений, выполняться с нормальным тонусом мышц, без излишнего напряжения и вялости. Обращается внимание на достаточный объем движений, на умение удерживать на определенное время положение артикуляторных органов, на переключаемость движений. Для каждой группы звуков (свистящих, шипящих, соноров) подготовлен соответствующий комплекс упражнений.

После отработки изолированных элементов движения объединяются, включаются в единый артикуляционный уклад.

Чтобы сделать работу на этапе постановки звука более разнообразной и эффективной, нами разработаны рабочие листы. В них отражена работа по развитию моторики речевого аппарата, формированию правильной воздушной струи, развитию слухового и зрительного внимания. Из таких листов-заданий получаются папки-тетради, по которым удобно заниматься с ребенком и дома.

Чем удобны эти папки-тетради?

Во-первых , это практично и удобно. Можно выполнять одно и то же задание несколько раз, потому что лист с заданиями помещен в файл (формат А 5), и ребенок, работая с заданиями, пишет или рисует фломастером, который легко стирается ватным диском. А таких заданий очень много: обведи картинку, которая может «шуметь» или «свистеть», проведи дорожку, изображая (произнося звук, приближенный к правильному звучанию), как дует ветер или выходит воздух из насоса, пройди по лабиринту, проговаривая песенку ветра, обведи картинки, в которых спрятался нужный звук и так далее.

На этапе вызывания звука часто используются записи настоящих звуков. Для этого собрана небольшая коллекция звуков, которые ребенок может услышать на улице, дома, на природе. Например, для работы над звуком [ш] это шум моря, шелест ветра, шуршание бумаги, шипение кошки, шорох мышки. Ребенок слушает и соотносит звук с картинкой.

Во-вторых , не тратиться много сил и времени на заполнение домашних тетрадей: ничего не надо писать в тетрадь, вырезать и приклеивать. Если это какие-то творческие задания для работы дома, то родители кладут детские работы в файл папки.

В-третьих , эти папки-тетради можно использовать во время карантина в группе: просто заменить файл на новый.

В-четвертых , процесс постановки звука бывает очень долгим, и одной странички для этого явно недостаточно, и поэтому задания подобраны с учетом длительной подготовительной работы, составлено несколько рабочих листов. Разнообразные занимательные задания и упражнения позволяют, чтобы одна и та же работа не была для ребенка утомительной и однообразной.

Когда звук поставлен, то большое внимание уделяется автоматизации звука в слогах. Работа ведется в строгой последовательности: автоматизация звука в прямом слоге, в позиции между гласными, в обратном слоге, со стечением согласных.

Для каждой группы звуков и в зависимости от возможностей ребенка, работа по автоматизации может начинаться как в обратном слоге, так и в прямом.

В-пятых , работая по данному пособию, логопед выбирает необходимые страницы для каждого ребенка индивидуально. У кого-то звук появляется уже на первом-втором занятии, но ребенок его не выделяет среди других звуков, с кем-то приходится звук очень долго вызывать, кто-то может сразу произнести звук в слогах, а у кого-то получается только изолированное произношение звука.

В-шестых , задача логопеда заключается не только в постановке звука, автоматизации и дифференциации, но и в расширение словарного запаса, формировании лексико-грамматического строя речи, развитии связной речи ребенка. Поэтому материал по развитию лексики, грамматики и связной речи также включен в задания по закреплению звука в самостоятельной речи. Это так называемые нами лексические странички, которые соответствуют определенной теме: игрушки, животные, посуда, одежда и т.д. По этим темам подобраны стихи, небольшие рассказы для пересказа, для самостоятельного придумывания историй или сказок.

Вниманию читателя частично представлен материал по коррекции звука [ш]. Большое внимание уделено подготовительному этапу и этапу постановки звука.

Выделяют несколько способов постановки звука: по подражанию; механический способ постановки ; п остановка от других звуков, правильно произносимых, без механической помощи; постановка звука от артикуляционного уклада ; с мешанный способ постановки. Эта работа также представлена в пособии.

Надеемся, что игры, упражнения, речевой и картинный материал, собранный в наших рабочих папках-тетрадях, пригодятся логопедам, станут большим подспорьем в их нелегкой работе.

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/09/01/individualnaya-rabota-po-korrektsii-zvukoproiznosheniya-nachalnye

Работа по восстановлению звукопроизношения включает

Всю систему логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения можно условно разделить на два этапа:

I этап — подготовительный. Основными его задачами являются:

а) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

б) устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.

II этап — формирование произносительных умений и навыков. В задачи этого этапа входит:

а) устранение неправильного звукопроизношения;

б) развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию;

в) формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей.

Раскроем содержание и методы работы для каждого из этапов.

Источник: http://pedlib.ru/Books/2/0032/2_0032-40.shtml

Коррекция нарушений звукопроизношения

Всю систему логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения можно условно разделить натри основных этапа:

I этап — подготовительный.Основными его задачами являются:

а) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

б) устранение недостаточности развития речевой моторики,
проведение подготовительных артикуляционных упражнений для
развития подвижности органов периферического речевого аппарата; выработка направленной воздушной струи;

II этап — формирование произносительных умений и навыков.
В задачи этого этапа входит:

постановка звука,

автоматизация звука

(устранение неправильного звукопроизношения);

— дифференциация звука (в случаях замены одного звука дру­гим или смешения их);

Читайте так же:  Коммерческая тайна темы докладов

III этап формирование произносительных умений и навыков в раз­личных видах самостоятельной речи детей.

На всех этапах педагог воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, само­контроль, т. е. все то, что помогает ребенку в дальнейшем хоро­шо учиться.

Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.

Раскроем содержание и методы работы для каждого из этапов.

I. Подготовительный этап

Цель этого этапа — подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроиз­ведению звука.

На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработка опорных звуков.

Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется в основном посредством артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определенных положений губ, языка, необходимых как для правильного произношениявсех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными:важны не их количество, а правильный подбор и качество выполнения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8617 —

| 7453 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/18_13149_korrektsiya-narusheniy-zvukoproiznosheniya.html

Этапы обучения правильному звукопроизношению

Обучение звукопроизношению осуществляется в соответ­ствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопе­дии.

I этап — подготовительный

, предполагающий подготов­ку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он вклю­чает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания.

Правильное произношение звуков зависит от деятельнос­ти речевого аппарата в целом и от деятельности органов артикуляции (языка, губ, мягкого нёба, зубов и т. д.), от их подвижности и гибкости, от координации артикуляци­онных движений, их силы и точности. Так, трудный для произнесения звук Р требует гибкости движений языка, бы­строй вибрации его кончика. Шипящие звуки требуют силь­ной воздушной струи, подъема языка в форме «ковшика», округления губ и вытягивания их слегка вперед и т. д.

Поэтому необходимо систематически упражнять органы артикуляции, проводить упражнения, направленные на тре­нировку мышц языка с целью придания ему нужного поло­жения; на подвижность губ, челюстей, щек, на выработку воздушной струи, правильного дыхания.

С целью подготовки речевого аппарата используются разнообразные упражнения, которые проводят в основном в игровой форме, что создает условия для многократного их повторения.

Развитию моторики артикуляционного аппа­рата служат различныеигры на звукоподражание: «Кто как кричит?», «Что звучит?», «Чей домик?» и др. Используются звукоподражания шуму ветра, рокоту самолета, кар­канью вороны, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и др. Повторение лишенных смысла слогов (ша —шо— шу, ра — ро — ру) быстро утомляет и не дает положительных ре­зультатов, в то время как ребенку не надоедает щелкать языком, «как кучер», жужжать, «как пчела», гудеть, «как паровоз». В связи с этим следует заметить, что дети усваива­ют речь, подражая людям, а не звукам природы, мычанию коровы и пр., т. е. подражание звукам животных осуществля­ется опосредованно, через речь воспитателя.

Для развития речевого дыхания проводят игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание ка­рандашей, плавающих рыбок, лодочек. Однако дети не сразу справляются с заданием. Многие напрягаются, раздувают щеки и не могут сдуть лежащую пушинку. Этому детей надо учить. От простых игр переходят к более сложным, где тре­буется сильная воздушная струя воздуха, — детям предлага­ют подуть на плавающих в воде уток, гусей, лодочку; по­дуть на воду до образования брызг.

В процессе дыхательных упражнений ребенок учится правильно дышать, делать короткий, быстрый вдох и дли­тельный, сильный, плавный выдох. Не следует допускать, чтобы дети напрягались и уставали. Упражнения проводят­ся сидя, не более 1,5 мин (начиная с 0,5 мин).

Для развития речевого слуха, слухового внимания ре­комендуются игры «Угадай, кто позвал?», «Угадай, что я сказала?», «Что делает Петрушка?», «Эхо» и др.

В индивидуальной работе используется артикуляционная гимнастика: облизывание языком верхней и нижней губы (слизывание меда); язык делается «жалом», «широкой ло­паткой» и др.

II этап — становление звуков речи, или постановка звука

.

Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуаль­ной работы (шипящие, свистящие, р, л).

При полном отсутствии звука или при его неустойчи­вом произношении, что часто наблюдается у дошкольни­ков, бывает достаточно фиксировать внимание ребенка на звуке. Это так называемая постановка звука по подража­нию или вызывание звука. Обучение здесь основано на под­ражании детьми речи воспитателя, четкому произноше­нию звука. Такой прием обучения возможно использовать только в легких случаях. Фиксация внимания на звуке про­исходит благодаря выделению звука в слове, более дли­тельному и напряженному его произношению воспитате­лем и восприятию ребенком в этот момент его звучания и артикуляции.

Если невозможно поставить звук на основе подража­ния, используют объяснение артикуляции нужного звука и образец его произношения, сопровождаемые упражне­нием детей.

Доступно для детей объясняется положение зубов, губ и языка при произношении какого-либо звука. Дается об­разец, он повторяется детьми индивидуально, вначале теми, кто произносит его хорошо (дополнительный образец про­изношения), а затем теми, у кого наблюдаются недостатки. Наконец звук повторяют все хором.

В период становления звука надо быть внимательными к его появлению. Следует постоянно поддерживать новый звук, создавать необходимые условия. Воспитателю нужно прислушиваться к произношению детей. При нарушениях звука педагог напоминает существенные моменты его ар­тикуляции, дает образец правильной речи.

Для упражнений необходимо давать детям новый рече­вой материал, так как хорошо знакомые ребенку стихи, картинки вызовут у него старое, привычное произноше­ние звука.

III этап — закрепление и автоматизация звуков.

Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Это трудная для нервной системы работа. Она требует большой осторожности и постепенности, что обеспечива­ется доступностью и систематичностью речевого материа­ла (переход от изолированно произносимого звука к вклю­чению этого звука в звукосочетание, слово, фразу). Звук дается в разных звукосочетаниях, в начале слова, в середи­не, в конце. Вначале создаются облегченные условия для произношения звука (звук в открытом слоге, в сочетании с двумя гласными, в закрытом слоге), затем они усложня­ются.

В этот период полезно сочетание нового материала со старым. Важны контроль за детской речью и контрольные упражнения (пересказ рассказов, рассказывание по кар­тине). Для закрепления и автоматизации нового звука тре­буются систематическая тренировка, создание таких ус­ловий, чтобы в течение дня ребенок произносил его не менее 10—20 раз. Воспитатель показом артикуляции, на­поминанием о своих прежних указаниях помогает ребен­ку овладеть речевым навыком.

Читайте так же:  Привлечение гражданских служащих к дисциплинарной ответственности

Вновь появившийся звук надо поддерживать всеми сред­ствами (одобрение ребенка, поощрение и т. д.). Большую устойчивость звука обеспечивает использование разных анализаторов: слухового — как ведущего, зрительного (по­каз артикуляции), тактильно-вибрационного (ощущение рукой дрожания гортани), осязательного (ощущение паль­цами вытянутых губ), кинестетического (ощущение дро­жания кончика языка при звуке р).

IV этап — этап дифференциации смешиваемых звуков

.

. Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произ­несены ребенком в любом сочетании и все же употребля­ются не всегда верно и один звук подменяется другим.

Дети не отличают новый звук от некоторых сходных с ним звуков и путают их (вместо сушка — «шушка», вместо Саша — «Шаша»).

Для дифференциации звука эффективен прием сравне­ния двух артикуляционных укладов и установление их раз­личия. При сопоставлении двух звуков не следует сравни­вать правильный звук с его искаженным вариантом.

Рекомендуется проводить занятия по дифференциации звуков с использованием доступного детям игрового матери­ала. Так, можно подобрать картинки по категориям: одежда, обувь, игрушки, цветы, овощи и т. д. В названиях предметов чередуются смешиваемые звуки (вишня — слива). Сначала де­тям дают две картинки, потом, усложняя игру, количество картинок доводят до трех-четырех (шуба — сапоги — шапка; кошка — собака — лошадь — свинья). Далее детям предлагают отдельные пары слов, которые обозначают предметы, не принадлежащие к одной группе. Фонетически эти слова раз­личаются по одному звуку (усы —уши, мышь — мыс). Вначале в слове один из дифференцируемых звуков, затем оба звука (руль, орел, стрела, Лариса), далее — словосочетание, пред­ложение (У Веры ручка лучше, чем у меня), потешки, посло­вицы, стихи («Прилетели голуби, сели возле проруби», «Зайка летом серый, зимой белый».) Можно проводить упражнения и без картинок, на одном только словарном материале (нос — нож, коза — кожа, Юра — юла, коробка — колобок

Благодаря таким упражнениям дети начинают быстрее и лучше улавливать смысловую разницу между словами. Затем переходят к заучиванию стихов, чистоговорок, содержащих те или другие звуки, нужные для дифференциации.

На всех этапах обучения звукопроизношению рекомен­дуются упражнения в форме игр: с картинками, игрушка­ми, звукоподражанием, с элементами движений, с пени­ем; чтение и заучивание стихов, прибауток, потешек, чи­стоговорок. Пересказ коротких рассказов и рассказывание по картинкам с учетом возраста и стоящих задач обучения начинается с этапа автоматизации звука.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/10_243811_lektsiya—etapi-obucheniya-pravilnomu-zvukoproiznosheniyu.html

Важность подготовительного этапа в работе над коррекцией нарушения звукопроизношения

Людмила Тарасова
Важность подготовительного этапа в работе над коррекцией нарушения звукопроизношения

Важность подготовительного этапа в работе над

коррекцией нарушения звукопроизношения.


Подготовительный этап

Работа на подготовительном этапе ведется одновременно по не-скольким направлениям:

1 направление — развитие сложных и тонких координированных движений кистей и пальцев рук;

2 направление — развитие фонематических процессов.

3 направление — выработка направленности воздушной струи.

4 направление — артикуляционная гимнастика

1). Развитие сложных и тонких координированных движений кистей и пальцев рук. Речевая терапия должна опираться на опережающее развитие двигательных функций, как в общей, так и в мелкой моторике. Необходимо использовать упражнения по развитию тактильной чувствительности пальцев рук, т. к. это повышает кинестетическую активность артикуляционного аппарата.

— Развитие мелкой моторики проводится в традиционных видах продуктивной детской деятельности (лего, мозаика, лепка, шнуровка) в основном идет работа ведущей руки, социальной зоной (большой, указательный и средний пальцы).

— С использованием комплекса пальчиковой гимнастики. При выполнении ритмичных движений кистями и пальцами рук усиливается согласованная деятельность лобных и височных зон.

) уровень развития мелкой моторики является одним из показателей зрелости НС (точность, переключаемость)

Принципы выполнения гимнастики:

— после выполнения и отработки симметричных движений пере-ходим на реципрокные (несимметричные);

— включать упражнения на переключаемость (этот заяц под сосной, этот заяц под другой);

— напряжение должно сменяться расслаблением;

— после проработки всех основных движений объединять их в серии движений из 2-3 поз. Это тренирует ребенка запоминать программу различной сложности, развивает слухоречевое внимание и память.

) очень полезно даже при письме и штриховке считать.

2). Развитие фонематических процессов. Фонематические процессы (фонематическая система) – сложное многоуровневое образование, которая обеспечивает синхронный анализ потока звуков речи:

— различение (в том числе и смыслоразличение: том-дом)

Функциональные роли разных видов слуха:

* Физический слух – это первичные поля височных зон левого и правого полушария (или корковые концы анализаторов).

Видео (кликните для воспроизведения).

* Неречевой слух (музыка, шумы, восприятие неречевых звуков). Локализация – вторичные поля височной зоны правого полушария.

* Речевой (фонетический) слух – вторичные поля височной зоны левого полушария обеспечивают восприятие звуков речи.

* Фонематический слух – формируется в процессе речевого развития, когда при восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием вариантов звука, а ему нужно учиться опознавать фонему (выделять) звук по ее постоянным признакам.

Функции фонематического слуха:

— способность противопоставлять звуки по месту и способу образования, твердости — мягкости, звонкости – глухости, назальности – ее отсутствию;

— контроль за собственной речью;

— также выделяют такую функцию фонематической системы, как фонематические представления – это умение отобрать картинку или придумать слово на заданный звук;

— еще выделяют фонемный – звуковой анализ. Выделяют различные формы звукового анализа:

а. умение выделять звук на фоне слова (есть в слове или нет)

б. линейный (последовательный) звуковой анализ (самый важный вид анализа для письма);

в. количественный анализ;

г. позиционный анализ (по Орфинской,Каше).

для развития фонематических процессов знакомим ребенка с символом звука, и учим его выделять звук в ряду других звуков, слогов и слов. Чем лучше ребенок слышит звук в разных положениях, тем лучше вводит его в речь.

3). Выработка направленности воздушной струи.

Воздушная струя является генератором звука и ее дефицит (слабость) влияет на произношение особенно переднеязычных, щелевых (свистящих, шипящих) и вибрантов:

— необходимо научить ребенка управлять своим дыханием

— дифференцировать носовой и ротовой вдох и выдох;

— вырабатывать воздушную струю разной силы и длительности;

работать над удлинением ротового выдоха.

• вдох – выдох через рот;

• вдох – выдох через нос;

• вдох через нос, выдох через рот (полезны упражнения с визуализацией: выдувать пузыри через трубочку в воду; мыльные пузыри; дидактические игры «Дождики», «Бабочки»)

для увеличения длины ротового выдоха можно произносить цепочки гласных, дни недели, считать и т. д.

4). Артикуляционная гимнастика – развитие артикуляционной моторики с использованием артикуляционной гимнастики.

Читайте так же:  Как отразить кредиторскую задолженность

— развитие мышц артикуляционного аппарата, подготовка артикуляционного аппарата к воспроизведению сложных и тонких движений, необходимого для правильного произнесения звуков;

— формирование способности управлять артикуляционными движениями.

Подходы к проведению артикуляционной гимнастики.

I – подход: тренируются только те движения, которые необходимы для произнесения звуков;

II – подход: проводятся упражнения для всех групп артикуляционного аппарата (их силы, гибкости, выносливости, переключаемости).

Для детей с минимальными дизартрическими расстролйствами лучше начинать с глобальной гимнастики, затем переходить к дифференцированной гимнастике для разных групп звуков.

На первых этапах проведения гимнастики подключаем анализаторы всех видов (зрительные, слуховые, тактильные ощущения). А затем, для развития более четких кинестезий упражнения проводятся без зеркала, и можно проводить упражнения с закрытыми глазами.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЩЕК.

1. Надуваем шарики и удерживаем.

2. Сдуть шарики (худой и толстый клоун).

3. Погонять воздух из щеки в щеку.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ.

1. Улыбка, Трубочка, Слоненок (пьет водичку, выплескивает) – фиксация.

2. чередовать: Улыбка — Трубочка.

3. полоскание зубов впереди.

Можно проводить упражнения для губ с зафиксированным языком.

Полезны элементы массажных движений, с сопротивлением, когда логопед мешает ребенку сделать, то или иное движение.

При вялых губах полезна силовая гимнастика на удержание предметов губами (листок бумаги, платок, шпатель, который логопед пытается вытащить из ротика).

Для укрепления губ полезна гимнастика на гласных звуках с голосом, шепотно и беззвучной артикуляцией.

Для уменьшения назальности полезны вокальные упражнения. Широко открывая рот, ребенок получает напряжение мягкого неба, спинка языка опускается, язык за нижними зубами. Образуется более широкий проход для воздушной струи.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА.

3. Облизывание губ с постепенным раскрытием рта (все шире)

4. Расческа (самомассаж)

5. Месим тесто с выходом на блинчик (при повышенном тонусе месим только губами)

6. Ежик (круговые движения внутри за губами)

10. Укол в щечку. (Уменьшает саливацию)

Выделяют отдельный блок упражнений на преодоление сопротивления.

1. Поймай лису (логопед удерживает кончик языка)

2. Силач (шпателем надавливать на кончик, ребенок пытается поднять)

3. Любопытный язычок (сопротивление при боковых отведениях)

При малоподвижном языке

1. вылизывать тарелки, выпуклые части ложек передней частью языка. Ложка постепенно уменьшается от столовой до кофей-ной

2. перекатывать предметы в ротике.

Все эти упражнения и упражнения на преодоление сопротивления способствуют созданию большей иннервационной активности в мышцах, развитию кинестетического чувства, увеличению объема движений, развитию точности, силы.

1. Большое окошко

4. чередовать: Улыбка — Трубочка. (под счет)

2. Месим тесто с выходом на «блинчик»

4. Вытолкни ириску

5. Киска сердится

6. Погладим киску

2. Улыбка — Трубочка – Окошко

4. Вкусное варенье (вперед-назад)

4. Чистим верхние зубки.

8. Дятел/ Барабанщик (дятел бьет толстым голосом, сидит высоко – Богомолова «кончик языка набухает») –

9. Заводим мотор толстым голосом:

10. Злой комар (от З, злой жук (от Ж)

Для активизации кончика

11. Покусать язык

12. Вытолкнуть ириску (из-за верхних зубов)

4. Вытолкни ириску

6. Почистим зубки

7. Иголочка (с напряжением)

9. Приклеить язык к верхней губе.

10. Вкусное варенье

Отработка опорных звуков:

Опорные звуки – это простые для произнесения звуки, артикуляция которых содержит в себе элементы артикуляции сложных звуков.

И – произнеси и замри

Т – в нижнем произнесении

Т – в верхнем произнесении («поезд идет» с контролем воздушной струи).

Т, Д — в верхнем положении

Проект «Развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста» Паспорт проекта Раздел Программы Речевое развитие Тематическое поле Познакомить родителей о значении фонематических процессов у детей.

Развитие сенсорики у детей в первой младшей группе (дидактические игры, сделанные своими руками) Основной задачей раннего развития ребенка в 2-3 года является развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений. Хорошим помощником.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/vazhnost-podgotovitelnogo-yetapa-v-rabote-nad-korekciei-narushenija-zvukoproiznoshenija.html

Этапы и содержание логопедической работы по устранению дислалии у детей старшего дошкольного возраста

Екатерина Ермакова
Этапы и содержание логопедической работы по устранению дислалии у детей старшего дошкольного возраста

Этапы и содержание логопедической работы по устранению

дислалии у детей старшего дошкольного возраста

В процессе организации корригирующего обучения большое значение придается общедидактическим принципам. В то же время для эффективной и прочной коррекции дефектов произношения необходимо учитывать и специальные принципы:

— этиопатогенетический (учет этиологии и механизма нарушения

— комплексность воздействия на все компоненты речевой системы;

— дифференцированный подход при коррекции различных видах

дислалий.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и коррекционно-воспитательного характера

Основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Чтобы правильно воспроизводить звуки речи (фонемы, ребенок должен уметь: узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т. е. отличать один звук от другого по акустическим признакам); отличать нормированное произнесение звука от ненормированного; осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков; принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука; варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать звук во всех видах речи.

При правильной организации логопедической работы положительный эффект достигается при всех видах дислалий. При механической дислалии в ряде случаев успех достигается в результате совместного логопедического и медицинского воздействия.

Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: эмоционального контакта логопеда с ребенком; интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятельности, побуждающей познавательную активность ребенка; сочетания приемов работы, позволяющих избежать его утомления.

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определенная педагогическая задача, подчиненная общей цели логопедического воздействия.

Этапы логопедического воздействия:

1. Подготовительный этап. Основная цель его — включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс. Для этого необходимо решить ряд общепедагогических и специальных логопедических задач.

Одной из важных общепедагогических задач является формирование установки на занятия: логопед должен установить с ребенком доверительные отношения, расположить его к себе, адаптировать к обстановке логопедического кабинета, вызвать у него интерес к занятиям и желание в них включиться.

В задачи подготовительного этапа входит развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций, особенно аналитических операций, операций сравнения и вывода.

К специальным логопедическим задачам относятся: умение опознавать (узнавать) и различать фонемы и формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков.

В зависимости от формы дислалий эти задачи могут решаться параллельно или последовательно. При артикуляторных формах (фонематической и фонетической) в тех случаях, когда нет нарушений в восприятии, они решаются параллельно.

Работа над формированием восприятия звуков речи строится с учетом характера дефекта. В одних случаях работа направляется на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля. В других — в ее задачу входит развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа. В третьих — ограничивается формированием слухового контроля как осознанного действия. При этом нужно учитывать следующие положения.

Читайте так же:  Как самому платить алименты бывшей жене официально

— Умение опознавать и различать звуки речи как осознанные.

— Исходными единицами речи должны быть слова, так как звуки —

фонемы существуют лишь в составе слова, из которого путем специальной

операции они выделяются при анализе.

— Операции звукового анализа, на основе которых формируются умения

и навыки осознанного опознания и дифференциации фонем, проводятся в

начале работы на материале с правильно произносимыми ребенком звуками.

Работу по формированию восприятия неправильно произносимых

звуков нужно проводить так, чтобы собственное неправильное произношение ребенка не мешало ему.

При фонематической дислалии необходимо сформировать недостающие движения органов артикуляции; внести коррекцию в неправильно сформировавшееся движение. В тех случаях, когда звук искажается за счет нарушений в способе или месте его образования, необходимо сочетание обоих приемов.

Для формирования артикуляционной базы разработаны типы упражнений, дидактические требования и методические рекомендации, пособия по исправлению произношения.

При работе по формированию правильного произношения необходимо избегать упоминаний о том звуке, над которым ведется работа.

Логопед в ходе выполнения задания ребенком проверяет, правильно ли он выбрал позу для произношения нужного звука. Для этого он просит ребенка произвести выдох («сильно подуть», не изменяя позы. При сильном выдохе возникает интенсивный шум. Если шум будет соответствовать акустическому эффекту нужного глухого согласного, значит, поза принята правильно. Если нет, тогда логопед просит ребенка несколько изменить позу органов артикуляции (чуть-чуть поднять, опустить, продвинуть язык) и снова подуть.

При дислалии нет необходимости в обилии упражнений для органов артикуляции, достаточно тех, в результате которых окажутся сформированными необходимые движения. Работа ведется над отдельными собственно речевыми движениями, которые не сформировались у ребенка в процессе речевого развития, при этом необходимо:

1. Выработать умения принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

2. Система упражнений по развитию артикуляционной моторики

должна включать как статические упражнения, так и упражнения,

направленные на развитие динамической координации речевых движений.

3. Необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, так

как при произношении звуков эти органы включаются в совместные действия, взаимно приспосабливаясь друг к другу (это явление носит название).

4. Занятия должны проводиться кратковременно, но многократно,

чтобы ребенок не утомлялся. В паузах можно переключить его на другой вид

работы.

5. Уделять внимание формированию кинестетических ощущений,

кинестетического анализа и представлений.

6. По мере овладения движением, необходимым для реализации звука, логопед переходит к отработке движений, обязательных для других звуков.

2. На этапе формирования первичных произносительных умений и навыков ставим цель: сформировать у ребенка первоначальные умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале. Конкретными задачами являются: постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация умений, а также умений отбирать звуки, не смешивая их между собой.

К следующему этапу – автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок по просьбе логопеда может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).

При постановке звука в качестве его исходной основы следует обращаться не к изолированному сохранному звуку, а к звуку в слоговом сочетании, так как слог — это естественная для звука форма его реализации в речи. Это положение является очень важным в связи с тем, что при постановке изолированного звука переход к слогу нередко оказывается затрудненным. Необходимо предусматривать возможные динамические перестройки артикуляции одной и той же фонемы в разном звуковом окружении. Это достигается без особого труда, так как схемы (программы) сочетаний звуков у ребенка с дислалией не нарушены.

По мере того как звук оказывается поставленным в одной из слоговых позиций, ведется работа по его включению в речь, или автоматизации. Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков.

Нередко оказывается, что уже в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. Если он его не смешивает с другими, то нет необходимости в последующей работе над ними. В логопедической практике встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком, в частности, по его разграничению с другими звуками, т. е. дифференциации. Работа над дифференциацией звуков способствует нормализации операции их отбора.

При работе над дифференциацией звуков одновременно подключаются не более пары звуков, если для работы необходимо большое количество звуков одной артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно.

3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков. Цель его — сформировать у ребенка умения и навыка безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

На занятиях широко применяются тексты, а не отдельные слова, используются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками. Подобный материал больше подходит для занятий по автоматизации звуков, но если на данном этапе ребенок будет работать только на специально подобранном материале, то он не овладеет операцией отбора, так как частотность этого звука в специальных текстах превышает нормальное их распределение в естественной речи, а ребенок должен научиться оперировать ими.

Таким образом, логопедическая работы по устранению дислалии у дошкольников представляет собой:

— педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего обучения и коррекционно-воспитательного характера.

— целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильно воспроизводить звуки речи, осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков, принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука; варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать звук во всех видах речи.

Таким образом, на основе изучения теоретических источников можно сделать вывод: коррекционная работа при преодолении дислалии должна строиться с учётом формы нарушения и определения структуры речевого дефекта.

Презентация «Мой первый словарик. Синонимы» Презентация «Мой первый словарик. Синонимы» является частью набора мультимедиа презентаций «Мой первый словарик». Содержание презентации.

Структура рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет) в соответствии с ФГОС (программа «Радуга») Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска центр развития ребенка – детского сада №87 «Ладушки».

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/yetapy-i-soderzhanie-logopedicheskoi-raboty-po-ustraneniyu-dislali-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

Работа по восстановлению звукопроизношения включает
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here