Судебная практика служебное жилье военнослужащим

Предлагаем ознакомиться с ответами на вопросы по теме: "Судебная практика служебное жилье военнослужащим" от профессионалов для людей. Если в статье не найдете ответ на свой вопрос, то можно обратиться к дежурному специалисту.

Судебная практика служебное жилье военнослужащим

1. Закон допускает более чем однократное предоставление государством жилого помещения семье военнослужащего, если основания разные

Жилищное управление Минобороны сняло заявителя с учета нуждающихся в предоставлении жилья как члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего в связи с обеспечением ранее жильём государственного жилищного фонда в составе семьи своего отца. Эта квартира затем была приватизирована, перешла в собственность разных лиц и заявитель не мог предоставить справку о её освобождении.

Суды трех инстанций подтвердили законность этого решения.

Верховный Суд РФ судебные постановления отменил и признал снятие с учета незаконным, сославшись на разные основания жилищного обеспечения. В первом случае заявитель обеспечивался жилым помещением, предоставляемым семье своего отца, в несовершеннолетнем возрасте, в связи с чем подлежала обязательному включению в договор передачи жилья в собственность.

А при достижении совершеннолетия заявитель не могла быть лишена права на обеспечение жилым помещением по линии Минобороны как семья погибшего (умершего) военнослужащего, т.к. здесь другое основание предоставления жилья (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 февраля 2018 г. № 41-КГ17-46).

2. Повторное обеспечение жилым помещением семьи военнослужащего за счет государства возможно только с учетом площади ранее предоставленного ему жилья

В 1993 г. заявителю как молодому специалисту была предоставлена квартира в связи со службой в управлении юстиции. После расторжения брака он выехал в другое место жительства, оставив квартиру супруге.

Затем заявитель поступил на службу в ФСО России, жилищная комиссия которой в 2017 г. отказала ему в принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, учтя в уровне жилищной обеспеченности площадь вышеназванной квартиры.

Не согласившись с этим, заявитель обратился в суд, и суды двух инстанций признали решение жилищного органа незаконным, обязав принять на учет.

Верховный Суд РФ отменил судебные постановления и счёл обжалуемое решение правильным, т.к. повторное обеспечение жилым помещением семьи военнослужащего за счет государства возможно только с учетом площади ранее предоставленного жилого помещения. Иное приводит к сверхнормативному обеспечению жильем.

Правовым основанием послужил п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 29 мая 2014 г. № 8 (определение Судебной коллегии по делам военнослужащих от 4 декабря 2018 г. № 201-КГ18-35).

3. Семье вдовы погибшего (умершего) военнослужащего для принятия на жилищный учёт и предоставления жилья по договору соцнайма достаточно наличия оснований принятия на жилищный учет до гибели супруга-военнослужащего (само принятие на учёт не обязательно)

Жилищная комиссия войсковой части отказала заявителю, вдове умершего при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего, в принятии на жилищный учет по причине неподтверждения имеющимися документами права семьи стоять на учёте.

Суды отказали в незаконности этого решения, сославшись на отсутствие у них статуса нуждающихся в улучшении жилищных условий до гибели военнослужащего и оснований нуждаемости после его гибели.

Между тем, имеет правовое значение не состояние на жилищном учёте, а наличие оснований быть принятыми на учёт до гибели супруга-военнослужащего (абзац 1 п. 3.1. ст. 24 Федерального закона о статусе военнослужащих от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ).

На этом основании Верховный Суд РФ судебные постановления отменил и направил дело на новое рассмотрение для выяснения этого обстоятельства (определение Судебной коллегии по гражданским делам от 4 декабря 2018 г. № 5-КГ18-281).

4. В повторном обеспечении жилым помещением семьи военнослужащего должны быть учтены обстоятельства предоставления первого жилья и ведомственная принадлежность (отнесение его к ведению местной администрации) на момент приватизации

Отцу заявителя было предоставлено жилое помещение как семье военнослужащего. Затем квартира была приватизирована, но заявитель отказалась от участия в приватизации в пользу своей дочери, тем самым сохранив за собой право бессрочного пользования квартирой (ст. 19 Вводного закона к ЖК РФ).

Жилищное управление Минобороны отказало заявителю в предоставлении жилищной субсидии, сославшись на неутрату права бессрочного пользования ранее предоставленным жильем заявителем, который на момент приватизации был обеспечен по установленным нормам.

Суды трех инстанций подтвердили законность решения.

Верховный Суд РФ не согласился с позицией судов и постановления отменил, указав, что в возникших отношениях имеет значение принадлежность ранее предоставленного жилья к государственному или ведомственному жилищному фонду на момент приватизации, включая время его отнесения к ведению местной администрации. От этого зависит возможность его учёта в уровне обеспеченности жильём за счет государства (определение Судебной коллегии по делам военнослужащих от 4 октября 2018 г. № 211-КГ18-8).

5. Намеренное ухудшение жилищных условий семьей военнослужащего является основанием отказа в принятии на жилищный учет в течение 5 лет с момента ухудшения

6. Отсутствие ссылки на предусмотренное частью 1 ст. 56 ЖК РФ конкретное основание снятия с учёта не влияет на законность правильного по сути решения о снятии семьи военнослужащего с жилищного учёта при намеренном ухудшении жилищных условий

Военнослужащая пограничного управления ФСБ России приобрела по договору мены квартиру, которую впоследствии подарила своему отцу, сохранив в ней с сыном право пользования и регистрацию по месту жительства.

Затем выписалась по адресу воинской части, после чего в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе обратилась в жилищную комиссию по вопросу признания её с сыном нуждающимися в жилом помещении по избранному месту жительства.

Решением жилищной комиссии заявитель была принята на учёт, а впоследствии снята с него в связи с неистечением 5-летнего срока со дня намеренного ухудшения своих жилищных условий – выписки по адресу воинской части (ст. 53 ЖК РФ). К тому же, на момент принятия жилищной комиссией решения сын заявителя продолжал проживать в качестве члена семьи в квартире, принадлежащей на праве собственности её отцу.

При этом, в нарушение части 2 ст. 56 ЖК РФ в решении жилищной комиссии не была указана ссылка на конкретное основание снятия с жилучета, предусмотренное частью 1 этой статьи.

Суды признали незаконным снятие заявителя с жилищного учета, сославшись на наличие у ответчика информации об этих обстоятельствах при принятии на учет.

Верховный Суд РФ с этим не согласился, расценив перечисленные основания как намеренное ухудшение заявителем своих жилищных условий, отодвигающее срок возможности принятия на жилучет на 5 лет.

Ссылка на отсутствие указание на конкретный пункт статьи о снятии с учета, по мнению высшей судебной инстанции, не свидетельствует о незаконности правильного по сути решения жилищной комиссии (определение Судебной коллегии по делам военнослужащих от 4 октября 2018 г. № 211-КГ18-7).

Читайте так же:  Расчет пени по алиментам

Обзор подготовлен МОО «Правозащитная организация «Восход»

Источник: http://povoshod.ru/news/85327/

Судебная практика служебное жилье военнослужащим

1. Если наниматель служебного жилья использовал своё право на приватизацию другого жилья, то даже при наличии у него выслуги, позволяющей приватизировать служебную квартиру, её нельзя приватизировать в пользу членов семьи

Предоставленное законодательством право на приватизацию служебного жилья распространяется только на специального субъекта – носителя соответствующего права (например, на гражданина, отслужившего в системе МВД России более 10 лет), а не на членов его семьи.

Поэтому если глава семьи ранее уже использовал своё единственное право на приватизацию, то эта служебная квартира не может быть приватизирована не использовавшими указанное право членами его семьи. Не будучи специальными субъектами, у них нет права на приватизацию служебного жилья (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 сентября 2018 г. № 2-КГ18-6).

2. Для приватизации служебной квартиры не обязательно предварительно снимать с неё служебный статус и заключать договор соцнайма

Управление Росреестра приостановило государственную регистрацию права собственности на служебную квартиру, переданную в собственность заявителя в порядке приватизации, со ссылкой на необходимость предварительного снятия с неё служебный статус и заключить договор социального найма.

Суды согласились с законностью приостановления, отказав заявителю в административном иске об оспаривании решения госрегистратора.

Верховный Суд РФ судебные постановления отменил, сославшись на наличие у местной администрации как собственника жилищного фонда полномочия распоряжаться им по основаниям, установленным законом, и что снятия служебного статуса для этого не требуется (определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 19 октября 2018 г. № 18-КГ18-150)

3. Несоблюдение порядка отнесения жилого помещения к числу служебных не свидетельствует о его предоставлении по договору социального найма

Находящаяся в краевой собственности квартира была предоставлена работнику краевого учреждения по договору найма служебного жилого помещения с оформлением регистрации по месту жительства.

После прекращения трудовых отношений администрация края обратилась в суд с иском о выселении бывшего работника с членами семьи без предоставления другого жилья. Ответчик обратился со встречным иском о признании приобретшим право пользования квартирой на условиях договора социального найма.

Районный суд основной иск удовлетворил, а во встречном отказал по причине прекращения жилищных прав в связи с увольнением.

Краевой суд решение отменил, отказал в выселении и признал право пользования квартирой по соцнайму в связи с непринятием решения об отнесении квартиры к служебному жилью.

Верховный Суд РФ отменил апелляционное определение, сославшись на то, что несоблюдение порядка отнесения квартиры к служебной не свидетельствует о её предоставлении по договору социального найма. К тому же, ответчик не был очередником и не имел права на предоставление жилья по договору социального найма. Поэтому право пользования квартирой на условиях соцнайма у него не возникло (определение Судебной коллегии по гражданским делам от 11 сентября 2018 г. № 18-КГ18-147).

4. Исковая давность о выселении не начинается со дня увольнения, т.к. увольнение не прекращает договор найма автоматически, а лишь служит основанием для его прекращения, и жилищные отношения являются длящимися

Суд отказал наймодателю в иске о выселении бывшего работника в связи с истечением срока исковой давности на обращение в суд, исчисленного со дня увольнения.

Отменяя это решение, Верховный Суд РФ сослался на то, что исковая давность о выселении не начинается со дня увольнения, т.к. увольнение не прекращает договор найма автоматически, а лишь служит основанием для его прекращения, и жилищные отношения являются длящимися (определение Судебной коллегии по гражданским делам от 11 сентября 2018 г. № 18-КГ18-147).

5. В случае предоставления жилого помещения в общежитии неуполномоченным на то учреждением право пользования им не возникает даже при наличии там регистрации по месту жительства

Комната в общежитии была предоставлена городским филиалом ФГУП «Почта России» по ходатайству Союза ветеранов Афганистана гражданам, не являвшимся работниками почты, и они были зарегистрированы в нём по месту жительства.

ФГУП «Почта России» обратилась в суд с иском о признании их неприобретшими право пользования жильём, выселении и выписке.

Районный суд иск удовлетворил, а апелляционный это решение отменил и в иске отказал, сославшись на то, что поскольку это здание подлежало передаче в муниципальную собственность, то в силу ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ утратило статус общежития и на проживание граждан, зарегистрированных по месту жительства, теперь распространены нормы ЖК РФ о договоре соцнайма.

Верховный Суд РФ апелляционное определение отменил, т.к. почтовый филиал не вправе был предоставлять жильё в общежитии, и к тому же — неработникам почты, а миграционная служба – регистрировать их в нём. Ходатайство афганского общества, не будучи основанием возникновения жилищных отношений, правового значения не имеет (определение Судебной коллегии по гражданским делам от 2 октября 2018 г. № 18-КГ18-180).

6. При выселении из служебного жилого помещения следует учитывать обе гарантии невыселения, предусмотренные ст. 13 Вводного закона к ЖК РФ, при отсутствии хотя бы одной из которых возможно выселение без предоставления другого жилья

Городская администрация обратилась в суд с иском о выселении из служебной квартиры бывшего работника муниципальной жилищной организации, отработавшего в ней более 10 лет.

Суды двух инстанций в удовлетворении иска отказали со ссылкой на ст. 13 Вводного закона к ЖК РФ, запрещающей выселение граждан, приобретших гарантии невыселения по ранее действовавшему законодательству и состоящих или способных стоять на жилищном учёте. Поэтому ответчик, как проработавший в муниципальной организации к 1 марта 2005 г. свыше 10 лет, не может быть выселен вникуда в силу ст. 108 ЖК РСФСР.

Верховный Суд РФ отменил судебные постановления и направил дело на новое рассмотрение в городской суд, поскольку судами не выяснялся вопрос состояния или наличия у ответчика оснований стоять на жилищном учете, что предусмотрено ст. 13 Вводного закона к ЖК РФ (определение Судебной коллегии по гражданским делам от 4 сентября 2018 г. № 45-КГ18-11).

7 . В случае ошибочного предоставления в собственность в порядке приватизации служебного жилья, местная администрация не вправе отменить своё же постановление о его приватизации, а должна обращаться в суд

Из рассмотренных Верховным Судом РФ необычных дел можно выделить 2 следующих.

Администрация г.Бронницы предоставила 2 служебные квартиры в собственность в порядке приватизации начальнику пожарной части и учителю, не состоящим на муниципальном жилищном учете (учитель состояла на ведомственном жилищном учете и после предоставления этой квартиры была с него снята).

Затем с обоими семьями администрация заключила договоры соцнайма, после чего – договоры передачи квартир в собственность в порядке приватизации. Через несколько лет администрация отменила свои постановления в порядке самоконтроля, постановив прекратить право частной собственности и считать квартиры специализированным жилищным фондом, находящимся в собственности администрации.

Суды двух инстанций удовлетворили иски районного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к местной администрации и гражданам о признании недействительными договоров приватизации и прекращении зарегистрированного права собственности.

Верховный Суд РФ судебные постановления отменил, т.к. реализация полномочий органов местного самоуправления должна быть предсказуемой, обоснованной и соответствовать закону, а не их усмотрению и не нарушать законных прав других лиц. Правила отнесения жилья к спецжилфонду (постановление Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42) не допускают отнесения к числу служебных жилых помещений, занятых по договорам соцнайма, найма, аренды либо с иными обременениями прав ( определения Судебной коллегии по гражданским делам от 3 апреля 2018 г. № 4-КГ18-4 и от 30 октября 2018 г. № 4-КГ18-66 ).

8. Проживающие в служебном жилье и прекратившие службу бывшие сотрудники некоторых правоохранительных органов, имеющие выслугу не менее 10 лет, не могут быть выселены из этого жилья вникуда независимо от того, приобрели ли они право на невыселение по ранее действовавшему законодательству (т.е. до 1 марта 2005 г.)

Читайте так же:  Рефинансирование кредита потребительского кредита низкий

«Типовым положением о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 г. № 897, предусмотрена недопустимость выселения без предоставления другого жилья проживающих в служебном жилом помещении и прекративших службу (военную службу) сотрудников (военнослужащих), имеющих выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет (п. 28 Типового положения).

Вышеназванное Типовое положение устанавливает дополнительные по сравнению со ст. 103 ЖК РФ и ст. 13 Вводного закона к ЖК РФ льготы для сотрудников каждого из вышеназванных ведомств, которые являются специальными субъектами в правоотношениях по проживанию в предоставленных им служебных жилых помещениях.

Указанная правовая позиция изложена в определениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 декабря 2018 г. № 6-КГ18-14, от 18 апреля 2017 г. № 67-КГ17-5, от 27 сентября 2016 г. № 44-КГ16-17, апелляционных определениях Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 апреля 2018 г. № 33-11787, от 26 июня 2018 г. № 33-27726.

9. Членов семьи собственника, отказавшихся от приватизации занимаемого жилого помещения, нельзя выселить из него даже по иску нового собственника, в пользу которого обращено это заложенное жилье

Весьма интересное решение вынес Верховный Суд РФ по жилищным правам членов семьи собственника квартиры, заложенной по договору ипотечного кредита, по которому с собственника судом взыскана задолженность в виде квартиры.

Итак, вступившим в законную силу решением суда с собственника квартиры взыскана задолженность в пользу предоставившего ипотечный кредит банка.

Общество с ограниченной ответственностью обратилось в суд с иском о прекращении права пользования квартирой, заложенной по кредитному договору ипотеки, выселении и снятии с регистрационного учета собственника квартиры и членов его семьи.

Члены семьи собственника обратились со встречным иском к ООО о признании за ними права пользования квартирой как за отказавшимися от её приватизации в пользу одного собственника (ст. 19 Вводного закона к ЖК РФ).

Суд первой инстанции вынес противоречивое решение. Определением апелляционного суда основной иск удовлетворен, во встречном отказано.

Высшая судебная инстанция отменила апелляционное определение, отказала в основном иске и удовлетворила встречный, признав за членами семьи собственника гарантированное законом право пользования квартирой, которое действует даже в отношении нового собственника квартиры (определение Судебной коллегии по гражданским делам от 24 апреля 20018 г. № 4-КГ18-5).

Обзор подготовлен МОО «Правозащитная организация «Восход»

Источник: http://povoshod.ru/news/85326/

PRO новостройку +7 (499) 450-27-46 (Москва)

Бесплатная консультация юриста по недвижимости — договоры, оформления сделок, выселение/заселение

Можно ли выселить военнослужащего из служебного жилья: судебная практика

Военные являются теми людьми, которые вынуждены регулярно переезжать с одного места на другое. Это приводит к тому, что им выделяются жилые квартиры для оптимального проживания в регионе, где у них отсутствует собственная недвижимость. При таких условиях невозможно прописаться или оформить в собственность жилье.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-42-46 . Это быстро и бесплатно !

Нюансы получения жилья от Минобороны

Военнослужащие во время несения службы в регионе, где у них нет своей недвижимости, могут рассчитывать на получение актуальной и комфортной квартиры или комнаты, выделяемой из фонда Минобороны.

При этом выселить граждан из этого жилья можно добровольно или принудительно.

Следует разобраться с тем, на каких основаниях выдворяются военные из жилья.

При увольнении непременно бывший военный должен покинуть квартиру. Если он отказывается выполнить процесс добровольно, то он со всеми членами своей семьи выдворяется из объекта принудительно, для чего проводится судебное заседание.

Порядок выселения из служебного жилья, смотрите по ссылке.

Если во время службы признавалось, что военный нуждается в жилье, то даже после увольнения он может остаться в квартире до того момента, пока не получит другую недвижимость, но при этом он должен остаться в списке очередников военной части, а также у него не должно иметься другой собственности.

Можно ли выселять военнослужащих и членов их семей из служебного жилья? Смотрите видео:

Основания

Выселение военнослужащего должно производиться при наличии серьезных оснований.

Все они перечисляются в ст. 83 ЖК:

  • отсутствие платы за услуги ЖКХ, причем деньги не вносятся больше полугода, а также нет у военного веских причин на это;
  • применяется объект не по его прямому назначению;
  • нарушаются права соседей или иных третьих лиц;
  • наниматель долго отсутствует в объекте, например, переехал в другую жилплощадь, а при этом не было прислано уведомление владельцу недвижимости;
  • военный умирает;
  • портится разными способами помещение;
  • проводится перепланировка без предварительного согласования, поэтому она является незаконной.

По ст. 103 ЖК военные, вселяющиеся в служебные квартиры, располагающиеся в военных городках, выселяются после окончания действия срочного контракта.

Решение о предоставлении служебного жилья.

Видео (кликните для воспроизведения).

Также это происходит при их увольнении по своему желанию, по сокращению или при нарушении законодательства. Нередко увольняются они из-за нарушения требований дисциплины, а в этом случае они так же должны покинуть жилье

Выселяются ли военные при увольнении

Если завершаются трудовые отношения между военнослужащим и государством, то он обязательно должен освободить занимаемую служебную недвижимость.

Если он отказывается добровольно выполнить требования нанимателя, то дело разбирается в суде.

Нюансы при сокращении

В государстве имеются определенные гарантии для военных, которые вынуждены в другом регионе проживать в служебной жилплощади.

Читайте так же:  Какие документы должны быть у коллекторского агентства

Если они сокращаются, но при этом состояли в очереди на получение квартиры, то они далее могут жить в недвижимости до того момента, пока не получат другой объект для жизни.

В ст. 108 ЖК указывается, что выселяются военные при сокращении.

Выселяются ли ветераны боевых действий

При выдворении граждан не учитывается, какой должностью и наградами они обладают.

Оформляется договор найма на проживание в служебном жилье только на ограниченное количество времени, поэтому все военные должны помнить, что предоставляется данная квартира исключительно на небольшой временной промежуток, а при этом они не смогут получить право распоряжаться ею.

Что такое договор найма служебного помещения? Читайте здесь.

Заявление на получение жилья.

Нюансы выселения детей военных

Если заканчивается срок действия договора, то выселяются все члены семьи военного, к которым относятся и дети. Но при этом существуют определенные ситуации, при которых детей выдворить из квартиры не получится.

К ним относится:

  • дети, являющиеся сиротами;
  • дети, если их родители умерли при несении службы.

Даже вышеуказанные несовершеннолетние могут выселяться, если у них имеется правильно оформленная другая недвижимость, где они могут проживать.

Если у семьи имеются финансовые проблемы и отсутствует свое жилье даже в другом городе, то родители могут попросить отсрочку через суд.

Так как участвуют в этом процессе несовершеннолетние, то вмешиваются органы опеки, которые могут повлиять на решение суда.

Правила выселения родственников

Военнослужащие могут при заселении в квартиру, полученную от государства, поселить с собой родственников, являющихся членами их семьи.

Их не получится выселить из этой недвижимости при условиях:

  • проживает семья военного, погибшего при исполнении;
  • живут люди в общежитии;
  • военный пропал без вести;
  • не выселяются пенсионеры;
  • дети, лишившиеся родителей, так же не выгоняются из жилья;
  • не выселяются семьи военных, живущие в недвижимости, переданной на баланс местной администрации, но важным условием является наличие стажа у военного не меньше 10 лет.

Нюансы выселения через суд

Военнослужащие и члены их семьи часто отказываются добровольно покидать служебное жилье, причем даже в ситуации, когда у них уже нет оснований для дальнейшего нахождения в этой недвижимости.

При таких условиях требуется обращаться в суд для принудительного выдворения граждан.

Новости от Министерства обороны, смотрите в этом видео:

Как составить иск

Выселением из служебного жилья военных занимается собственник. Первоначально надо удостовериться в наличии оснований для выдворения граждан.

Далее надо попробовать попросить граждан добровольно покинуть жилплощадь, а если решить ситуацию мирным способом не получается, то составляется иск в суд.

Важно! Для каждой организации или частного владельца жилья обращение в суд считается крайней мерой, так как это требует траты времени, усилий и денег.

При составлении и подаче иска учитываются требования и правила:

  • все рекомендации закрепляются в ст. 131 и ст. 132 ГПК;
  • если имеются нарушения и ошибки в этом документе, то будет отказано в его рассмотрении;
  • состоит документ из нескольких частей, причем самой важной считается претензионная, где должны иметься все требования истца;
  • указывается название суда, наименование сторон, а также требование выселить военнослужащего и всех членов его семьи из недвижимости;
  • желательно изначально оставлять ссылки на законы, чтобы аргументировать требования;
  • оптимально найти похожие случаи из судебной практики;
  • передается иск в канцелярию суда, причем истцу выдается его копия со специальной отметкой о принятии;
  • назначается примерный срок, когда будет проведено заседание;
  • к иску прикладываются другие документы, подтверждающие правоту истца;
  • рассматривается документ от 5 дней до 2-х месяцев.

Судебная практика

На основании судебной практики имеются некоторые нюансы таких дел:

  • подавать иск может не только владелец помещения, но и другие люди, которые претендуют на недвижимость, а также соседи, выявляющие недобросовестное поведение ответчика;
  • ответчики обычно затягивают сроки рассмотрения спора;
  • если проходит три года, то невозможно рассмотреть дело в суде;
  • ответчик может оспорить основание для выселения при наличии доказательств

В судебной практике споры, относящиеся к выселению военных из жилплощади,являющейся служебной, считаются сложными.

Кого не получится выселить

Существуют определенные категории граждан, которых невозможно выселить даже из служебного жилья.

К ним относятся:

  • инвалиды первых двух групп, получившие инвалидность в процессе несения службы;
  • пенсионеры по возрасту;
  • люди, являющиеся членами семьи умершего или пропавшего военного;
  • если военнослужащий получил недвижимость для проживания до 2005 года, а при этом нуждался в жилплощади официально, то он не будет выгнан из квартиры без предоставления аналогичного объекта;
  • участники ВОВ;
  • военные, ставшие недееспособными во время несения службы;
  • дети, оставшиеся без родителей, которые погибли при исполнении.

Заключение

Таким образом, военнослужащие при переводе в какой-либо город могут рассчитывать на служебное жилье.

Оно предоставляется на временной основе, поэтому после окончания службы или в некоторых других ситуациях семья гражданина должна покинуть жилое помещение.

Если это не будет сделано добровольно, то владелец может обратиться в суд.

Существуют определенные ситуации, когда люди могут продолжать жить в этой недвижимости бессрочно.

Источник: http://pronovostroyku.ru/yuridicheskie-voprosy/vy-selenie-i-rasselenie/vy-selenie-iz-sluzhebnogo-zhil-ya-voennosluzhashhih.html

КС РФ постановил, что военнослужащие вправе выбирать обеспечение жильем вместо участия их супругов в накопительно-ипотечной системе

billiondigital / Depositphotos.com

Военнослужащим, которые проходят военную службу по контракту и являются участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилья. При этом на таких военнослужащих и членов их семей не распространяется действие иных видов жилищных гарантий, предусмотренных для этих категорий граждан (жилищных субсидий, права на предоставление жилья в собственность или по договору соцнайма либо получение государственных жилищных сертификатов) (п. 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», далее – Закон № 76-ФЗ).

Стоит напомнить, что с 1 января 2005 года в стране одновременно действуют две основные модели обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, жильем – по Закону № 76-ФЗ и по Федеральному закону от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», далее – Закон № 117-ФЗ. Военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, независимо от даты их увольнения со службы, по общему правилу обеспечиваются жильем по первому из упомянутых законов. При этом отдельные категории таких военнослужащих вправе стать участниками системы по своему желанию. На остальных военнослужащих (в том числе заключивших контракт после 1 января 2005 года) распространяется действие Закона № 117-ФЗ, причем для большинства из них участие в накопительно-ипотечной системе обязательно (ч. 1 ст. 9 Закона № 117-ФЗ).

Таким образом, вне зависимости от волеизъявления военнослужащего или его супруга(и), граждане, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, продолжающие прохождение службы или уволенные с нее после указанной даты, если их супруг или супруга являются участниками накопительно-ипотечной системы, не могут воспользоваться возникшим у них согласно критериям Закона № 76-ФЗ правом на обеспечение жильем вместо участия супруга(и) в этой системе.

Читайте так же:  Отражена недостача товаров

Посчитав нарушенными свои права, гражданин У. обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на неконституционность п. 15 ст. 15 Закона № 76-ФЗ.

КС РФ по итогам рассмотрения жалобы (без проведения слушания) вынес Постановление от 20 июля 2018 г. № 34-П, в котором пришел к выводу о несоответствии Конституции РФ оспариваемых законоположений.

Нормы признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не дают возможности реализовать военнослужащим ранее возникшее у них право на обеспечение жильем согласно Закону № 76-ФЗ, если их супруг или супруга, также проходящие военную службу, становятся участниками накопительно-ипотечной системы, вне зависимости от желания таких граждан выбрать вместо участия их супругов в системе возможность обеспечения семьи жильем.

КС РФ отметил в своем постановлении следующее:

  • государство обязано создавать условия для реализации права граждан на жилище (ст. 40 Конституции РФ). Отдельным категориям граждан жилье предоставляется бесплатно или за доступную плату из жилищных фондов. Военнослужащие относятся к таким категориям, поскольку выполняют конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства (Постановление КС РФ от 22 ноября 2013 г. № 25-П, Постановление КС РФ от 16 ноября 2017 г. № 29-П и др.);
  • само по себе правило о нераспространении на участников накопительно-ипотечной системы иных видов жилищных гарантий не противоречит Конституции РФ (Определение КС РФ от 23 декабря 2014 г. № 2893-О, Определение КС РФ от 29 января 2015 г. № 117-О);
  • нормы Закона № 76-ФЗ в оспариваемой части ставят военнослужащих, заключивших первый контракт на прохождение службы до 1 января 2005 года, продолжающих проходить службу или уволенных с нее после этой даты и имеющих супругов – участников накопительно-ипотечной, в неравное положение с военнослужащими этой же категории, не состоящими в супружеских отношениях с военнослужащими – участниками системы;
  • оспариваемое правовое регулирование нарушает принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который, помимо прочего, предполагает, что приобретенное гражданами на основе ранее действовавшего регулирования право будет уважаться властями и будет реализовано.

Суд указал также, что судебные решения, принятые в отношении гражданина У. подлежат пересмотру. Федеральному законодателю надлежит теперь внести в закон соответствующие изменения.

Напомним, что граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы от 10 лет, не обеспеченные на момент увольнения жилищной субсидией или жильем, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся по последнему перед увольнением месту службы (п. 13 статьи 15 Закона № 76-ФЗ).

Источник: http://www.garant.ru/news/1208699/

  • Судебная практика
  • Статьи
  • Персональные
  • Кулуары
  • Форум Юристов
  • Клуб Адвокатов
  • Новости проекта
  • Песочница
  • Все разделы
  • Все категории

Не загоняйте себя в ловушку!

Давно хотел высказать свою точку зрения о, т.н., актах «сдачи-приемки» оказанной юридической помощи в работе адвоката.
Впрочем, и к результатам работы частнопрактикующих юристов, не имеющих адвокатского статуса все, что будет сказано ниже, может быть применено в полном объеме.
Лично мое мнение по поводу этих «приемосдаточных актов» — они являются порождением не адвокатской мысли, а чиновничьей, в основе которой положено желание отчитаться, вне зависимости от качества сделанной работы, и сделана ли эта работа вообще.

Источник: http://pravorub.ru/articles/83222.html

Судебная практика служебное жилье военнослужащим

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 7 декабря 2017 г. N 209-КГ17-11 Суд отменил принятые ранее судебные акты и направил на новое рассмотрение дело о возмещении материального ущерба, поскольку одним из обязательных условий выплаты военнослужащему денежной компенсации за наем жилого помещения с увеличением её установленного размера является совместное проживание с военнослужащим трёх и более членов его семьи

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Крупнова И.В.,

судей Воронова А.В., Дербилова О.А.

при секретаре Фомине С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» (далее — Управление финансового обеспечения по Астраханской области) Егоровой Е.В. на решение Знаменского гарнизонного военного суда от 8 декабря 2016 г. и апелляционное определение 3-го окружного военного суда от 21 февраля 2017 г. по иску Управления финансового обеспечения по Астраханской области к военнослужащему войсковой части 15650 полковнику Зенкову Игорю Александровичу о возмещении материального ущерба.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации установила:

решением Знаменского гарнизонного военного суда от 8 декабря 2016 г., оставленным без изменения апелляционным определением 3-го окружного военного суда от 21 февраля 2017 г., отказано в удовлетворении искового заявления представителя Управления финансового обеспечения по Астраханской области о привлечении к материальной ответственности Зенкова И.А. за ущерб, причиненный необоснованной выплатой ему в повышенном размере денежной компенсации за наем жилого помещения, в размере 46800 рублей.

Определением судьи 3-го окружного военного суда от 29 мая 2017 г. в передаче кассационной жалобы истца для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.

В кассационной жалобе представитель начальника Управления финансового обеспечения по Астраханской области, утверждая о существенном нарушении судами норм материального права, просит судебные постановления отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении искового заявления.

В обоснование жалобы она указывает на оставление судами без внимания положений правовых актов, согласно которым денежная компенсация за поднаем жилья выплачивается нуждающимся в служебном жилом помещении военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей. Поскольку сын ответчика в период обучения в другом населенном пункте совместно с ним не проживал, о чем Зенков И.А. не сообщил установленным порядком, то получение им денежной компенсации с учетом сына не основано на законе.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2017 г. кассационная жалоба вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

Читайте так же:  Уклонение от воинской службы состав преступления

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что полковник Зенков И.А., проходящий военную службу по контракту в войсковой части 15650, дислоцированной в г. Ахтубинске Астраханской области, в январе 2012 года признан нуждающимся в служебном жилом помещении по месту военной службы с составом семьи четыре человека (он, супруга, дочь и сын).

На основании рапорта Зенкову И.А. приказами командира воинской части установлена ежемесячная выплата денежной компенсации за наем жилого помещения на состав семьи четыре человека в размере 5400 рублей, с увеличением установленного размера на 50 процентов, которую ответчик фактически получал, в том числе с 1 сентября 2013 г. по 31 октября 2015 г.

По результатам служебного разбирательства было установлено, что сын ответчика с сентября 2013 года обучается в учебном заведении в Воронежском государственном университете, был зарегистрирован и фактически проживал в период получения Зенковым И.А. денежной компенсации за наем жилого помещения, в том числе на него, в г. Воронеже.

В связи с этим начальник Управления финансового обеспечения по Астраханской области обратился в суд с иском к Зенкову И.А. о взыскании с него излишне выплаченной денежной компенсации за наем жилого помещения.

Отказывая в удовлетворении искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что сын ответчика в период обучения в другом населенном пункте продолжал являться членом семьи своего отца военнослужащего, в связи с чем Зенков И.А. не утратил право на получение денежной компенсации за наем жилого помещения в повышенном размере, которая выплачивалась ему на основании изданных в установленном порядке и неотмененных приказов командования. Суд апелляционной инстанции с выводами гарнизонного военного суда согласился.

Однако такие выводы основаны на неправильном применении норм материального права.

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и в целях обеспечения прав на жилище военнослужащих — граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей Правительство Российской Федерации постановлением от 31 декабря 2004 г. N 909 утвердило Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей.

Согласно п. 2 названного Постановления (в редакциях постановлений Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2008 г. N 653 и от 6 сентября 2014 г. N 908) размеры денежной компенсации, выплачиваемой военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей повышаются на 50 процентов в случае совместного проживания с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, 3 и более членов семьи.

Аналогичные положения содержатся в п. 2.1 названного постановления Правительства Российской Федерации в редакциях от 18 сентября 2015 г. и от 29 декабря 2016 г. N 1540 применительно к военнослужащим — гражданам, имеющим воинское звание офицер, прапорщика или мичмана, проходящим военную службу по контракту либо уволенным с военной службы, и членам их семей.

Содержание названной правовой нормы указывает на то, что одним из обязательных условий выплаты военнослужащему денежной компенсации за наем жилого помещения в повышенном размере является совместное проживание с военнослужащим, имеющим воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, 3 и более членов семьи.

Между тем суды при разрешении спора ошибочно исходили из того факта, что сын ответчика на период получения последним компенсации в повышенном размере продолжал являться членом его семьи по основаниям, установленным п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», что, исходя из предписаний постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, является недостаточным.

Что касается издания командованием приказов о выплате Зенкову И.А. денежной компенсации за наем жилого помещения, то это обстоятельство, при установлении факта недостоверного сообщения ответчиком сведений о количестве совместно проживающих с ним членов семьи и причинения тем самым истцу имущественного вреда, само по себе не может являться основанием для отказа в взыскании с него излишне выплаченных денежных сумм.

Неправильное применение судом норм материального права повлекло неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, что является основанием для отмены судебных постановлений ввиду существенного нарушения судами норм материального права и направления дела на новое рассмотрение в гарнизонный военный суд.

При новом рассмотрении суду необходимо установить место фактического проживания сына Зенкова И.А в период его обучения в учебном заведении в г. Воронеже, приняв во внимание положения ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, а также ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, ст. 386-388, п. 2 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Знаменского гарнизонного военного суда от 8 декабря 2016 г. и апелляционное определение 3-го окружного военного суда от 21 февраля 2017 г. по иску Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области» к Зенкову Игорю Александровичу о возмещении материального ущерба отменить, направить дело на новое рассмотрение в Знаменский гарнизонный военный суд.

Председательствующий И.В. Крупнов
Судьи А.В. Воронов
О.А. Дербилова

Обзор документа

Спорным стал вопрос о том, обоснованно ли военный-контрактник получал компенсацию за наем (поднаем) жилья в повышенном размере.

Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ пришла к следующим выводам.

Одним из обязательных условий, при которых такая компенсация повышается на 50%, является совместное проживание с данным гражданином трех и более членов семьи.

Как было установлено, сын военнослужащего, обучаясь в университете, проживал в другом городе. И хотя он продолжал быть членом семьи, этого недостаточно для получения повышенной компенсации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71731638/

Судебная практика служебное жилье военнослужащим
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here