Восстановление при физической и умственной работе

Предлагаем ознакомиться с ответами на вопросы по теме: "Восстановление при физической и умственной работе" от профессионалов для людей. Если в статье не найдете ответ на свой вопрос, то можно обратиться к дежурному специалисту.

Восстановление при физической и умственной работе

Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями, спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что положительным образом сказывается на умственной и физической работоспособности человека. Однако при увеличении физической или умственной нагрузки, объема информации, а также интенсификации многих видов деятельности в организме развивается особое состояние, называемое утомлением.

Утомление проявляется в том, что уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии при выполнении работы одинакового характера, замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и переключения внимания, усвоения теоретического материала.

Утомление наступает при физической и умственной деятельности. Оно может быть т.е. проявляться в короткий промежуток времени, и т.е. носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев); т.е. характеризующим изменение функций организма в целом, и затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц, орган, анализатор.

Различают две фазы утомления:

    Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к а следовательно, к нервной системы, обострениям сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенным болезням, снижению защитных свойств организма.

Профилактике и отдалению умственного утомления способствует мобилизация тех сторон психической активности и двигательной деятельности, которые связаны с теми, что привели к утомлению. Необходимо активно отдыхать, переключаться на другие виды деятельности, использовать арсенал средств восстановления.

Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют

Следует помнить, что в организме как во время работы, так и в предрабочем и послерабочем покое, на всех уровнях его жизнедеятельности непрерывно происходят взаимосвязанные процессы расхода и восстановления функциональных, структурных и регуляторных резервов. Во время работы процессы диссимиляции преобладают над ассимиляцией и тем больше, чем значительнее интенсивность работы и меньше готовность организма к ее выполнению. В восстановительном периоде преобладают процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов происходит с превышением исходного уровня (иллюстрация). Это имеет огромное значение для повышения тренированности организма и его физиологических систем, обеспечивающих повышение работоспособности.

Различают фазу восстановления. Ранняя фаза заканчивается через несколько минут после легкой работы, после тяжелой — через несколько часов. Поздние фазы восстановления могут длиться до нескольких суток.

Утомление сопровождается фазой понижения работоспособности, а спустя какое-то время может смениться фазой повышенной работоспособности. Длительность этих фаз зависит от степени тренированности организма, а также от выполняемой работы.

Рационально сочетать нагрузки и отдых необходимо для того, чтобы сохранить и развить активность восстановительных процессов. могут быть факторы гигиены, питания, массаж, биологически активные вещества (витамины).

С особой тщательностью необходимо учитывать нюансы восстановительных процессов при организации занятий физическими упражнениями и планировании тренировочных нагрузок.

Чтобы ускорить процесс восстановления, в спортивной практике используется активный отдых, т.е. переключение на другой вид деятельности.

Источник: http://cnit.ssau.ru/kadis/ocnov_set/tema2/p2_6.htm

Утомление и восстановление при умственной и физической работе

Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями, спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что положительным образом сказывается на умственной и физической работоспособности человека. Однако при увеличении физической или умственной нагрузки, объема информации, а также интенсификации многих видов деятельности в организме развивается особое состояние, называемое утомлением.

Утомление — это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности.

Утомление проявляется в том, что уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии при выполнении работы одинакового характера, замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и переключения внимания, усвоения теоретического материала. Утомление связано с ощущением усталости, и в то же время оно служит естественным сигналом возможного истощения организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Утомление, возникающее в процессе упражнения, это еще и стимулятор, мобилизующий как резервы организма, его органов и систем, так и восстановительные процессы. Утомление наступает при физической и умственной деятельности. Оно может быть острым, т.е. проявляться в короткий промежуток времени, и хроническим, т.е. носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев); общим, т.е. характеризующим изменение функций организма в целом, и локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц, орган, анализатор.

Различают две фазы утомления:

компенсированную (когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма);


некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается).

Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению, а следовательно, к перенапряжению нервной системы, обострениям сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенным болезням, снижению защитных свойств организма. Устранить утомление возможно, повысив уровень общей и специализированной тренированности организма, оптимизировав его физическую, умственную и эмоциональную активность.

Профилактике и отдалению умственного утомления способствует мобилизация тех сторон психической активности и двигательной деятельности, которые связаны с теми, что привели к утомлению. Необходимо активно отдыхать, переключаться на другие виды деятельности, использовать арсенал средств восстановления.

Восстановление — процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию.

Читайте так же:  Совмещение должностей отпуск

Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют восстановительным периодом.

Следует помнить, что в организме как во время работы, так и в предрабочем и послерабочем покое, на всех уровнях его жизнедеятельности непрерывно происходят взаимосвязанные процессы расхода и восстановления функциональных, структурных и регуляторных резервов. Во время работы процессы диссимиляции преобладают над ассимиляцией и тем больше, чем значительнее интенсивность работы и меньше готовность организма к ее выполнению. В восстановительном периоде преобладают процессы ассимиляции, а восстановление энергетических ресурсов происходит с превышением исходного уровня (сверхвосстановление, или суперкомпенсация). Это имеет огромное значение для повышения тренированности организма и его физиологических систем, обеспечивающих повышение работоспособности.

Различают раннюю и позднюю фазу восстановления. Ранняя фаза заканчивается через несколько минут после легкой работы, после тяжелой — через несколько часов. Поздние фазы восстановления могут длиться до нескольких суток. Утомление сопровождается фазой понижения работоспособности, а спустя какое-то время может смениться фазой повышенной работоспособности. Длительность этих фаз зависит от степени тренированности организма, а также от выполняемой работы.

Рационально сочетать нагрузки и отдых необходимо для того, чтобы сохранить и развить активность восстановительных процессов. Дополнительными средствами восстановления могут быть факторы гигиены, питания, массаж, биологически активные вещества (витамины).

Главный критерий положительной динамики восстановительных процессов — готовность к повторной деятельности, а наиболее объективным показателем восстановления работоспособности служит максимальный объем повторной работы. С особой тщательностью необходимо учитывать нюансы восстановительных процессов при организации занятий физическими упражнениями и планировании тренировочных нагрузок.

Повторные нагрузки целесообразно выполнять в фазе повышенной работоспособности. Слишком длинные интервалы отдыха снижают эффективность тренировочного процесса.

Чтобы ускорить процесс восстановления, в спортивной практике используется активный отдых, т.е. переключение на другой вид деятельности.

Источник: http://vuzlit.ru/357630/utomlenie_vosstanovlenie_umstvennoy_fizicheskoy_rabote

УТОМЛЕНИЕ ПРИ ФИЗИЧЕСКОЙ И УМСТВЕННОЙ РАБОТЕ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ

студент 2 курса института систем управления, СГЭУ,

канд. пед. наук, доц. СГЭУ,

С развитием научно-технического прогресса, человечество все больше отходит от ручного труда, заменяя физический труд различными современными гаджетами, приборами. Да, конечно, это значительно облегчает жизнь человека, но при этом недостаток физической активности значительно подрывает здоровье людей.

Многие люди даже еще больше пытаются ограничить себя от физических нагрузок, тем самым рискуя своим здоровьем, особенно это касается работников умственного труда, в том числе студентов. [1]

Известен тот факт, что у человека, постоянно находящегося в психическом перенапряжении и в умственном переутомлении, переходящем в хроническое, а так же не поддерживая физическую разрядку, наступает преждевременная старость, быстрее снижается работоспособность и происходят функциональные расстройства организма.

Таким образом, в современном мире особо остро стоит проблема недостаточной физической активности населения. Вследствие чего развивается хроническое утомление при любой деятельности. Актуальность данной работы очевидна.

Целью работы является определение причин физического и умственного утомления, а так же рассмотрение способов восстановления организма.

Для решения данной проблемы были поставлены следующие задачи:

  • Определить взаимосвязь между физической и умственной деятельностью;
  • Изучить средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности;
  • Проанализировать способы восстановления организма при утомлении у студентов

В данном докладе использовались следующие методы исследования: изучение научно – методической литературы по данной теме, анализ программ по физической культуре с оздоровительной направленностью, анкетирование студентов первого курса института систем управления СГЭУ, статистическая обработка результатов анкетирования, составление рекомендаций по восстановлению организма после утомления.

Многие великие врачи, педагоги подтверждали, что невозможно разделить умственный и физический труд, человек должен правильно «балансировать» между ним. “Всю мою жизнь, — писал И.П. Павлов, я любил и люблю умственный труд, и физический, и, пожалуй, даже больше второй. А особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую-нибудь хорошую догадку, т.е. соединял голову с руками”. Выдающийся врач- педагог П.Ф. Лесграф неоднократно подчеркивал, что несоответствие слабого тела и развитой умственной деятельности — “тела и духа” рано или поздно скажется отрицательно на общем состоянии и здоровье человека. “Такое нарушение гармонии… писал он, — не остается безнаказанным — оно неизбежно влечет за собой бессилие внешних проявлений: мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной проверки идей и настойчивого проведения и применения их на практике”.[2]

Результаты бесчисленных опытов показывают, что у людей, постоянно занимающихся спортом, в отличие от тех, кто ведет пассивный образ жизни, улучшены параметры мышления, устройство памяти и эффективнее умственная работоспособность. Исследования доказывают прямую зависимость между интеллектуальным уровнем развития человека и специальной физической подготовкой.

Воздействию неблагоприятных факторов большей степени подвержены люди, которые занимаются умственной деятельностью непрерывно. Нужно обязательно целенаправленно применять средства и методы физической культуры (например, физкультурные паузы, активный отдых и т.п.). Так же при неадекватной физической нагрузке – у человека может наступить переутомление. Чтобы этого не случилось, необходимо один вид деятельности сменять другим.

Именно физические упражнения являются главным средством физической культуры. Существует огромная классификация упражнений мышечной деятельности по отдельным физиологическим признакам. Обязательно следует, перед упражнениями провести разминку. [3] Кроме этого к средствам физической активности относятся внешние факторы природы, такие как солнце, воздух, вода и гигиенические показатели: режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические условия. Комплекс таких мер усиливает защитную функцию организма, улучшает обмен веществ и деятельность физиологических систем и отдельных органов. Итак, чтобы быть хорошо физически и умственно развитым человеком, нужно как можно больше гулять на свежем воздухе, следить за своей гигиеной и режимом дня, заниматься физическими упражнения и как можно больше двигаться.

Читайте так же:  Военная ипотека сотрудникам вневедомственной охраны

Студенты — особая группа людей, которые постоянно вынуждены, находятся в сидячем положении, при этом испытывая интеллектуальную и эмоциональную нагрузку на организм (это касается тех, у кого преобладают теоретические предметы). Многочасовое сидячее положение тела, постоянное напряжение, отсутствие режима дня, ночные «недосыпания» — все это приводит к утомлению организма. Занятия физической культурой являются наилучшим решением для такой нагрузки на организм.

В физическом воспитании самарского государственного экономического университета широко используются различные средства и методы физического оздоровления студентов. Особой популярностью пользуются спортивные игры. [4] В вузе представлены различные виды спорта, которыми могут заниматься студенты: различные спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол), легкая, тяжелая атлетика, плавание и многое другое. При этом занятия проводятся в группах, сформированных по уровню подготовки студента (профессионалы и новички), что позволяет всем без исключения заниматься спортом в вузе.[5]

Большинство имеют переутомление от постоянной умственной деятельность и недостаточной физической активности, это возникает в следствии не рационального режима дня, из –за больших нагрузках на занятиях и подготовки к экзаменам.[6]

В ходе проведения исследования было проведено анкетирование студентов института систем управления СГЭУ на тему: способы восстановления организма от утомления.

Анкетирование проводилось для студентов первого курса и старшекурсников с целью получения информации о физической подготовленности недавно поступивших и выпускающихся студентов. Общее количество респондентов составило 30 человек.

После проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

  • Студенты университета положительно относятся к занятиям спортом, но регулярно занимаются только 50 % младших и 72 % старших групп. Старшекурсники ведут более активный образ жизни, чем младшие курсы, в связи с большей увлеченностью информационными технологиями первокурсников.
  • Большинство студентов 1 курса 65% и 45% старших курсов не придерживаются определенного режима дня.
  • В примерно равных пропорциях распределились группы студентов, которые проводят свободное время: гуляя на улице (17%-37%); занимаясь домашними делами (22%-33%); сидя за компьютером (17%-35%).
  • Время просмотра телевизионных передач и работы за компьютером составляет 1-2 часа для 30%-43% и 2-5 часов для 26%-32% студентов.
  • Более одного часа ходят пешком ежедневно 53% студентов первого курса и немного ниже 48% старших курсов.

Таким образом, данное исследование можно представить на диаграмме. (рис.1)

Рисунок 1. Результаты анкетирования

В результате проведенного исследования, сделаны следующие выводы:

  1. В результате изучения специальных литературных источников, определено, что напряженный умственный труд требует очень хорошей физической подготовки человека. Производственная деятельность у тренированных лиц эффективнее, чем не у адаптированных к спорту людей.
  2. Изучив специальные программы по физической культуре с оздоровительным наклоном, можно сделать вывод о том, что устойчивость умственной и физической деятельности достигается сменой деятельности. Именно в период умственного переутомления поможет восстановить организм средства физической культуры, к которым относят физические упражнения, средства гигиены и природные факторы.
  3. Анкетирование показало недостаточную осведомленность студентов о правильных методах восстановления организма. Статистика доказывает, что большая часть студентов проводит свободное время за просмотром ТВ или сидя за компьютером. Половина респондентов занимаются регулярно спортом, но при этом, не соблюдая режима дня. Первокурсники больше утомляются в процессе учебных занятий в условиях адаптации к вузовскому обучению. Поэтому для них занятия по физическому воспитанию — одно из важнейших средств адаптироваться к условиям жизни и обучения в вузе.

Список литературы:

Источник: http://sibac.info/studconf/science/xxvii/82230

Утомление при физической и умственной работе. Восстановление

Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями, спортом повышают активность обменных процессов, тренируют и поддерживают на высоком уровне механизмы, осуществляющие в организме обмен веществ и энергии, что положительным зарядом сказывается на умственной и физической работоспособности человека. Однако при увеличении, физической или умственной нагрузки, объема информации, а также интенсификации многих видов деятельности в организме развивается особое состояние, называемое утомлением.

Утомление – это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием продолжительной и интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности. Утомление проявляется в том, уменьшается сила и выносливость мышц, ухудшается координация движений, возрастают затраты энергии при выполнении работы одинакового характера, замедляется скорость переработки информации, ухудшается память, затрудняется процесс сосредоточения и перераспределения внимания, усвоения теоретического материала.

Утомление связано с ощущением усталости, и в то же время оно служит естественным сигналом возможного истощения организма и предохранительным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряжения. Утомление, возникающее в процессе упражнения, это еще и стимулятор, мобилизующий как резервы организма, его органов и систем, так и восстановительные процессы.

Утомление наступает при физической и умственной деятельности. Оно может быть острым, т.е. проявляться в короткий промежуток времени, и хроническим, т.е. носить длительный характер (вплоть до нескольких месяцев); общим, т.е. характеризующим изменение функций организма в целом, и локальным, затрагивающим какую-либо ограниченную группу мышц, орган, анализатор.

Различают две фазы утомления:

1. Компенсированную (когда нет явно выраженного снижения работоспособности из-за того, что включаются резервные возможности организма);

2. Некомпенсированную (когда резервные мощности организма исчерпаны и работоспособность явно снижается).

Систематическое выполнение работы на фоне недовосстановления, непродуманная организация труда, чрезмерное нервно-психическое и физическое напряжение могут привести к переутомлению, а следовательно, к перенапряжению нервной системы, обострениям сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонической и язвенным болезням, снижению защитных свойств организма. Физиологической основой всех этих явлений является нарушение баланса возбудительно-тормозных нервных процессов.

Читайте так же:  Закон неустойка алименты

Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека, оно связано со способностью центральной нервной системы долго работать с перегрузками, а это в конечном итоге может привести к развитию запредельного торможения, к нарушению сна, разлаженности взаимодействия вегетативных функций.

Известно, что нервная клетка является источником двигательных импульсов и трофических влияний. В процессе мышечной деятельности, как в нервной клетке, так и в мышцах расходуются источники энергии и изменяются условия внутренней среды организма. Поэтому во время развивающегося утомления состояние нервной клетки зависит от процессов, происходящих как в самой нервной клетке, так и в работающих органах.

На развитие утомления влияет:

— ухудшение кровоснабжения мышц;

— угнетение активности ферментов;

— изменения рецепторов и сократительных структур мышцы;

— нарушение гормональной функции эндокринного аппарата;

— кислородное голодание тканей.

Снижение во время работы интенсивности деятельности вегетативных систем, и в частности желез внутренней секреции, во многих случаях является не результатом полного исчерпывания источников энергии, а имеет предупредительный характер, предохраняя организм от дальнейшего истощения.

Различают четыре основных вида утомления:

1) умственное (например, при игре в шахматы);

2) сенсорное (например, у спортсменов-стрелков при напряженной функции анализаторов);

3) эмоциональное (эмоции – неразлучные спутники спортивной деятельности);

4) физическое (в результате напряженной мышечной деятельности).

Физическое утомление многогранно. Нагрузки могут быть статистические и динамические. Выполняемые упражнения различаются по мощности. Движения бывают циклического и ациклического характера. Отсюда и причины возникновения утомления будут различны.

При динамической работе наблюдается постоянное чередование сокращения и расслабления мышц, а следовательно, возбуждения и торможения нервных клеток, поэтому утомление возникает спустя некоторое время.

Статистические усилия характеризуются быстро наступающим утомлением. В данном случае утомление обуславливается непрерывным и интенсивным потоком импульсов от мышц, находящихся в постоянном напряжении.

В зависимости от числа мышц, участвующих в работе, физическое утомление разделяют на три вида:

Известно, что мышечная деятельность связана с образованием и расходом энергии. В качестве основного поставщика энергии выступает АТФ (аденозинтрифосфорная кислота). Так как ее запасы невелики, продолжение деятельности возможно только за счет постоянно происходящего ресинтеза.

В зависимости от интенсивности выполняемой работы ресинтез может осуществляться благодаря анаэробным и аэробным реакциям. Реакции, совершающиеся в безкислородной среде получили название анаэробных. Они является энергетически более эффективными по сравнению с аэробными.

К анаэробным реакциям относят:

— креатинфосфокиназную реакцию, связанную с расщеплением креатинфосфата;

Видео (кликните для воспроизведения).

Утомление проявляется:

— в сдваивании дыхательных циклов на один цикл движения (при гребле, плавании);

— в притормаживании или временном прекращении дыхательных движений (при выполнении силовых упражнений);

— в нарушении согласованности между дыханием и движением;

— в более выраженных колебаниях продолжительности двигательных и дыхательных циклов.

Показатели, сигнализирующие о приближении утомления:

1) увеличение числа ошибок и брака как результат расстройства координации в поведении;

2) неспособность к созданию и усвоению новых, полезных навыков;

3) расстройство старых автоматических навыков.

Одно из проявлений дискоординации функции в период утомления – увеличение энергетических трат на единицу произведенной работы как следствие повышения физиологической стоимости работы.

Начальную стадию развития утомления можно разделить на три фазы:

1) фаза простого преодоления чувства усталости, когда нет необходимости в компенсаторных изменениях;

2) фаза деэкономизации работы (включаются дополнительные моторные единицы);

3) фаза двигательной компенсации утомления.

На начальном этапе развития утомления снижение силы мышечных сокращений может быть восполнено увеличением темпа движений.

Устранить утомление возможно, повысив уровень общей и специализированной тренированности организма, оптимизировав его физическую, умственную и эмоциональную активность.

Профилактике и отдалению умственного утомления способствует мобилизация тех сторон психической активности и двигательной деятельности, которые не связаны с теми, что привели к утомлению. Необходимо активно отдыхать, переключаться на другие виды деятельности, использовать арсенал средств восстановления.

Восстановление – процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию. Время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы, называют восстановительным периодом.

Следует помнить, что в организме как во время работы, так и в предрабочем и послерабочем покое, на всех уровнях его жизнедеятельности непрерывно происходят взаимосвязанные процессы расхода и восстановления функциональных, структурных и регуляторных резервов. Во время работы процессы диссимиляции преобладают над ассимиляцией и тем больше, чем значительнее интенсивность работы и меньше готовность организма к ее выполнению

Мышечное расслабление рассматривают как выражение тормозного процесса соответствующих структур центральной нервной системы. При этом в нервных центрах происходит активация восстановительных процессов, и это обеспечивает отдых в ходе деятельности. Наоборот, при неполном расслаблении мышц происходит излишняя трата энергии, что приводит к более быстрому развитию утомления.

Характер мышечного расслабления зависит:

1) от скорости выполнения движений – с увеличением скорости движений способность к расслаблению ухудшается;

2) от величины произведенной работы – в условиях развивающегося утомления расслабление становится менее полным;

3) от степени овладения двигательным навыком – для ранних этапов освоения движений характерна излишняя напряженность, которая в дальнейшем, по мере спортивного совершенствования, исчезает.

В восстановительном периоде преобладают процессы ассимиляций, а восстановление энергетических ресурсов происходит с превышением исходного уровня (сверхвосстановление, или суперкомпенсация). Это имеет огромное значение для повышения тренированности организма и его физиологических систем, обеспечивающих повышение работоспособности.

Различают раннюю и позднюю фазу восстановления. Ранняя фаза заканчивается через несколько минут после легкой работы, после тяжелой – через несколько часов; поздние фазы восстановления могут длиться до нескольких суток.

Читайте так же:  Определение места жительства ребенка и взыскание алиментов

Утомление сопровождается фазой пониженной работоспособности, а спустя какое-то время может смениться фазой повышенной работоспособности. Длительность этих фаз зависит от степени тренированности организма, а также от выполняемой работы.

Функции различных систем организма восстанавливаются не одновременно. К примеру, после длительного бега первой возвращается к исходным параметрам функция внешнего дыхания (частота и глубина); через несколько часов стабилизируется частота сердечных сокращений и артериальное давление; показатели же сенсомоторных реакций возвращаются к исходному уровню спустя сутки и более; у марафонцев основной обмен восстанавливается спустя трое суток после пробега.

Рационально сочетать нагрузки и отдых необходимо для того, чтобы сохранить и развить активность восстановительных процессов. Дополнительными средствами восстановления могут быть факторы гигиены, питания, массаж, биологически активные вещества (витамины). Главный критерий положительной динамики восстановительных процессов – готовность к повторной деятельности, а наиболее объективным показателем восстановления работоспособности служит максимальный объем повторной работы.

Чтобы ускорить процесс, восстановления, в спортивной практике используется активный отдых, т.е. переключение на другой вид деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8602 —

| 8171 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/8_195436_utomlenie-pri-fizicheskoy-i-umstvennoy-rabote-vosstanovlenie.html

Утомление при физической и умственной деятельности

При выполнении любого вида деятельности в организме может развиваться особое состояние, называемое утомлением, которое, в свою очередь, может накапливаться и переходить в переутомление.

Утомление — физиологическое состояние организма, вызванное физической или умственной работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление субъективного ощущения усталости.

По характеру утомление бывает физическое и нервное, общее или утомление отдельных групп мышц (руки, спина, ноги и т.д.), устают глаза или голова (умственное утомление).

При физическом утомлении наблюдается снижение физической работоспособности, уменьшение силы и выносливости мышц, ухудшение координации движений.

При умственном утомлении происходит замедление скорости переработки информации, ухудшение памяти, затруднение процесса сосредоточения и переключения внимания.

При рассмотрении проблемы утомления широко используются такие понятия, как утомительность, утомляемость, утомленность, переутомление.

Утомительность — объективное свойство работы вызывать утомление. Утомительность любого вида деятельности определяется, с одной стороны, величиной нагрузки на организм, а с другой — степенью физической и психической подготовленности человека к определенным видам работы.

Утомляемость — свойство организма человека в целом, его частей или систем быть подверженным утомлению. Глубина развивающегося утомления при одной и той же нагрузке зависит от степени адаптации человека к определенному виду деятельности и его тренированности, физического и психического состояния, уровней мотивации и нервноэмоционального напряжения.

Утомленность — состояние всего организма или отдельных его частей, соответствующее определенной степени утомления. Градация степени утомленности человека оценивается по субъективным ощущениям, состоянию различных психофизиологических функций, изменению эффективности работы.

Переутомление — совокупность стойких функциональных нарушений в организме человека, возникающих в результате многократно повторяющегося чрезмерного утомления, не исчезающих за время отдыха и являющихся неблагоприятными для здоровья человека. Длительное переутомление — одна из причин развития перенапряжения и различного рода заболеваний. Для переутомления характерно постоянное ощущение усталости, вялость, нарушение сна и аппетита, боли в области сердца и других частях тела. Для ликвидации этих симптомов дополнительного отдыха недостаточно, требуется специальное лечение.

Главный объективный критерий переутомления в спорте — резкое снижение спортивных результатов и появление грубых ошибок при выполнении специальных физических упражнений (имитационных, подводящих, специально-подготовительных и др.).

Следует различать содержание понятий «утомление» и «усталость». Утомление — объективный процесс, возникающий вследствие напряженной или продолжительной деятельности, а усталость — субъективное восприятие и отражение этого процесса, предохраняющее организм от чрезмерного истощения.

У студентов учебных заведений среднего профессионального образования преимущественно проявляются три вида утомления: умственное, мышечное, утомление глаз (см. гл. 11, разд. 11.2—11.4).

Внешние признаки проявления утомления:

  • — двигательное беспокойство, частые отвлечения;
  • — ослабление внимания (объема, устойчивости, концентрации, распределения и переключения внимания) и памяти (запоминание, воспроизведение и сохранение определенного учебного материала);
  • — снижение скорости и ритмичности выполнения заданий с увеличением числа ошибок;
  • — нарушение ритма дыхания, координации движений.

Внутренние признаки проявления утомления:

  • — головокружение;
  • — боль в глазах;
  • — мышечные боли в спине;
  • — субъективное желание к переключению на другой вид деятельности и др.

У студентов с ослабленным здоровьем утомление наступает быстрее даже при умеренной учебной нагрузке.

Причинами утомления учащейся молодежи являются (рис. 3.1): значительные умственные и эмоциональные нагрузки, длительная статическая сидячая работа, при которой в напряженном состоянии находятся мышцы, удерживающие туловище в определенном положении, нерациональный режим учебного труда и отдыха, неадекватные физические нагрузки, несоответствие продолжительности ночного сна физиолого-гигиеническим нормативам и др.

Рис. 3.1. Факторы, отрицательно влияющие на умственную работоспособность студентов

В положении сидя нагрузка на нижнюю часть спины на 40% больше, чем когда человек стоит или ходит. Из-за длительного неподвижного сидения за письменным столом (компьютером) у студентов возникает напряжение мышц спины и шеи, нарушается вентиляция легких, кровь в ногах застаивается, голова начинает плохо работать.

Утомление может привести:

  • — к нервно-психическим расстройствам (нарушение сна, истеричность, раздражительность);
  • — нарушению зрения (миопия — (греч. myops — «щурящий глаза, близорукий») — аномалия рефракции глаза; то же, что близорукость);
  • — болезням костно-мышечной системы (сколиоз, патологический кифоз или лордоз, плоскостопие);
  • — снижению сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды и т.д.
Читайте так же:  Мировое соглашение о взыскании алиментов

Важную роль в предупреждении раннего утомления и восстановления работоспособности у студентов играют:

— избирательно-направленные физические упражнения;

  • — естественные силы природы (солнце, воздух и вода);
  • — гигиенические факторы (санитарно-гигиеническое состояние мест учебных занятий, режим учебного труда, отдыха, сна и питания).

Они активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, снимают локальное и общее утомление.

Источник: http://bstudy.net/745182/sport/utomlenie_fizicheskoy_umstvennoy_deyatelnosti

Утомление при физической и умственной работе. Восстановление

Любая мышечная деятельность направлена на совершение определенного вида деятельности. При увеличении физической или умственной нагрузки большого объема информации, в организме развивается состояние – утомление.

Утомление – это функциональное состояние, временно возникающее под влиянием положительной или интенсивной работы и приводящее к снижению ее эффективности. Утомление связано с усталостью. Утомление наступает при физической и умственной деятельности. Оно может быть острым, хроническим, общим, локальным, компенсированным, некомпенсированным. Систематическое недовосстановление приводит переутомлению и перенапряжению нервной системы. Восстановительный процесс происходит после прекращения работы и возвращает организм человека до исходного уровня (сверхвосстановление, суперкомпенсации). Схематически можно представить следующим образом:

1. Устранение изменений и нарушений в системе нейрогуморального регулирования.

2. Выведение продуктов распада, образующихся в тканях и клетках.

3. Устранение продуктов распада из внутренней среды организма.

Различают раннюю и позднюю фазу восстановления. Средствами восстановления служат гигиена, питание, массаж, витамины, а также положительная адекватная нагрузка.

Биологические ритмы и работоспособность

Биологические ритмы – регулярное, периодическое повторение во времени характера и интенсивности жизненных процессов отдельных состояний и событий. По своей характеристике ритмы делят на физиологические – рабочие циклы, связанные с деятельностью отдельных систем и экологические и адаптивные. Биологический ритм может изменяться в зависимости от выполняемой нагрузки (от 60 уд/мин сердца в покое до 180-200 уд/мин). Примером биологических часов служит «совы» и «жаворонки». В современных условиях приобрели большую значимость специальные ритмы и в некоторой степени преобладают над биологическими. Биологические ритмы связанны с природными и социальными факторами: сменой времени года, суток, вращением луны вокруг Земли.

Гипокинезия и гиподинамия

Гипокинезия – понижение, уменьшение, недостаточность, — движение особое состояние организма человека. В ряде случаев приводит к развитию гиподинамии – понижению функционирования систем организма человека. В большой степени это связано с профессиональной деятельностью человека (умственный труд).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10074 —

| 7826 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/5_119373_utomlenie-pri-fizicheskoy-i-umstvennoy-rabote-vosstanovlenie.html

Восстановление умственной работоспособности

Любая деятельность сопровождается процессами утомления и восстановления. Утомление является специфическим раздражителем восстановительных процессов. С физиологической точки зрения особенностью восстановления является то, что внешняя деятельность человека уже прекращена внутренняя деятельность организма по компенсации рабочих затрат еще продолжается.

Восстановительные процессы протекают непосредственно при выполнении работы.

Чередование работы и отдыха является важным условием плодотворной интеллектуальной деятельности. Наиболее эффективной формой отдыха считается отдых активный. Впервые значение активного отдыха научно обосновал И.М. Сеченов.Он обратил внимание на то, что сила руки после утомления восстанавливается быстрее, если другой, неутомленной рукой выполнять нетрудную работу. В дальнейшем ученые установили, что активный отдых применим не только к физической, но и к умственной работе. Особая роль здесь принадлежит мышечной деятельности, в процессе которой в работу вовлекаются нервные центры, отличные от тех, которые задействованы при различных формах интеллектуальной деятельности. Переключение с умственной работы на физическую позволяют, во-первых, сохранять и улучшать деятельность организма в целом, во-вторых, совершенствовать координационные механизмы в его функционировании.

Для рациональной организации умственного труда большое значение имеет выделение и использование перерывов (пауз) для отдыха.

В физиологии труда выделяют три разновидности пауз для отдыха:

а) микропаузы от нескольких секунд до полминуты,

б) короткие паузы от 30с до 5 мин,

в) продолжительные паузы свыше 5 мин. При этом имеется в виду, что работа и отдых выступают как единая система трудового цикла. Для восстановления работоспособности более длительные паузы менее эффективны, чем короткие паузы после каждого цикла работы. Длительные паузы в процессе работы приводят к угасанию рабочей доминанты и для последующего продолжения работы в этом случае необходим вновь период врабатывания.

Физические упражнения, используемые в паузах для отдыха, подбираются таким образом, чтобы их сложность и интенсивность максимально соответствовали напряженности умственной деятельности: чем утомительнее работа, тем меньшей должна быть интенсивность мышечной нагрузки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9005 —

| 7277 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studopedia.ru/18_38271_vosstanovlenie-umstvennoy-rabotosposobnosti.html

Восстановление при физической и умственной работе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here